История Дагестана 10-11

Пояснительная записка.
Министерство образования Российской Федерации распространило
информационное письмо №84 – М от 11.05.93 г. «О переходе на новую
структуру исторического и обществоведческого образования». В нем в
соответствии с Законом РФ «Об образовании» предлагалось осуществить
переход исторического и обществоведческого образования с линейной на
концентрическую структуру: основная школа (5-9 кл.) – первый концентр,
полная средняя школа (10-11 кл.) – второй концентр.
Вследствие этого в 1-ом концентре предусматривается изучение Истории
Дагестана с древности до наших дней (как и Истории России в целом), во 2ом концентре, независимо от профиля школы, предполагается повторение и
углубление курса Истории Дагестана - с древнейших времен до наших дней
на более высоком проблемно-теоретическом уровне.
Переход на новую структуру начался в 1993-1994 уч. Году и давно уже
завершился. В итоге перехода на новую структуру преподавания возможен
следующий порядок изучения Истории Дагестана в 8-ом классе – с
древнейших времен до конца 19 века, в 9-ом классе – 20 – начало 21 века, в
10-11 классах – с древнейших времен до сегодняшнего дня на более высоком
проблемно-теоретическом уровне.
В соответствии с этим и составлена новая программа по Истории Дагестана в
10-11 классах, в которых изучается предмет по модели второго концентра
школьного исторического образования. При этой модели предусматривается
следующий порядок изучения материала в проблемно-теоретическом плане:
в 10-ом классе – история Дагестана от древности до установления советской
власти и создания первой национальной государственности в Дагестане (1921
г.) включительно, в 11-ом классе - история Дагестана с 1921 года наших
дней.

1

В программе в доступной форме отражены основные, заслуживающие
внимания события довольно сложных культурно-исторических и
этногенетических процессов, протекавших в этом регионе Кавказа.
Она дает учащимся необходимые представления о всех компонентах
Истории Дагестана, включая экономику, культуру, взаимоотношения с
соседями и согражданами по Российскому государству. Учтен в ней и не
менее важный аспект – воспитательный

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по Истории
Дагестана для 11 класса
(17 часов История Дагестана XX – начала XXI века)
История Дагестана советского периода . 1921-1991 гг.
№

Тема

п/п урока

Кол во
часов

1

Индустриализаци
яи
коллективизация
сельского
хозяйства
Дагестана, их
содержание и
смысл.

3

Элементы
содержания

Планируемые
образовательные
результаты

образования

1. Индустриальное
развитие Дагестана.
Первые пятилетки,
их сравнительный
анализ.
2. Развитие местной
промышленности.
Шефство североКавказских краевых
организаций над
отдельными
районами
Дагестана.
3. Рост
энергетической
базы Дагестана.
Железнодорожное
строительство.
Промышленная
добыча нефти.
4. Дорожное
строительство.
5. Рост рабочего
класса. Создание
системы трудовых
резервов.
3

Личностные УУД
Осознавать какое
значение и смысл
имеет для меня
учение.
Познавательные
УУД
Извлекать
информацию из
текста.
Коммуникативные
УУД
Составлять целое из
частей, работая в
группах
Регулятивные
УУД
Составлять план
своих действий

Дата
проведен
ия

6. Помощь России,
других братских
республик в
индустриальном
развитии Дагестана.
7. Преобразования в
сельском хозяйстве.
8. Коллективизация.
Ликвидация
кулачества как
класса на базе
сплошной
коллективизации.
9. Примерный устав
сельскохозяйственн
ой артелли.
Создание совхозов.
10. Ирригационное
строительство.
Развитие
животноводства.
11. Мероприятия по
хозяйственному
укреплению
колхозов в годы
третьей пятилетки
(1938-1942)
12. Специфика
колхозного
строительства в
горных районах
Дагестана.
2

Ликвидация
неграмотности.

1

1. Претворение в
жизнь декрета СНК
«О ликвидации
безграмотности
среди населения
РСФСР» в
Дагестане (26
декабря 1919 г.).
4

Личностные УУД
Высказывать свое
мнение.
Познавательные
УУД
Раскрывать

Введение в
Дагестане
всеобщего
начального
обучения.
2. Акции
«Культсанштурма».
Осуществление в
Дагестане
Постановления
СНК СССР и ЦК
ВКПб от 16 января
1936 г. «О работе по
обучению
неграмотных и
малограмотных».
3

Дагестан в
период Великой
Отечественной
войны 1941-1945
гг.

4

исторические
предпосылки
ликвидации
неграмотности.
Коммуникативные
УУД
Составить рассказ о
декрете СНК.
Регулятивные
УУД
Составлять свой
план текста

1. Нападение
фашистской
Германии на СССР.
Начало Великой
Отечественной
войны.

Личностные УУД

2. Экономика
Дагестана – фронту!
Переключение
промышленности
Дагестана на
выполнение
военных заказов.
Самоотверженный
труд крестьянства в
годы войны.

Раскрывать суть
ВОВ. Отношение и
влияние Дагестана к
войне.

Высказывать свое
мнение.
Познавательные
УУД

Описать культуру
Дагестана в годы
ВОВ.

Раскрыть суть
политики
3. Культура
переселения.
Дагестана в
Выяснить
военные годы.
положительные и
Школьное
отрицательные
образование. Забота стороны
о детях, сиротах,
переселенческой
политики.
создание
благоприятных
Коммуникативные
условий для их
5

воспитания,
обучения.
4. Деятельность
высших и средних
учебных заведений.
5. Деятели
культуры – фронту!

УУД
Готовить рассказ о
репрессиях.
Регулятивные
УУД
Составлять свой
план текста

6. Культурнопросветительская
работа. Роль радио
в идейнополитическом
воспитании
трудящихся. Кино и
наиболее массовый
вид искусства.
Научнотехническое
творчество.
7. Печать Дагестана
в годы войны.
8. Репрессии.
Выселение
чеченцев-аккинцев
в 1944 году из
Дагестана в
Среднюю Азию и
Казахстан.
Насильственное
переселение
аварцев, даргинцев,
кумыков и лакцев в
районы, ранее
населенные
чеченцами.
Негативные
последствия
выселений и
расселений.
4

Восстановление и 1

1. Трудовая
6

Личностные УУД

дальнейшее
развитие
хозяйства
Дагестана. 19461950 е гг.

активность
Высказывать свое
мнение.
рабочего класса.
Строительство
Чирюртовской ГЭС. Познавательные
УУД
2. Сельское
Определять
хояйство.
Тридцатитысячники незнакомые слова и
. Ликвидация МТС, находить их
перевод колхозов на значение.
денежную оплату
Коммуникативные
труда.
УУД
3. Совхозное
производство.
Переселение горцев
на равнину и его
последствия.

Составлять целое из
частей, работая в
группах.
Регулятивные
УУД
Составлять план и
выделять основные
смысловые части
текста.

5

Изменение
общественного
устройства.

1

1.Демократизация:
утверждение
гласности, участие
трудящихся в
осуществлении
радикальной
экономической
реформы,
вовлечение их в
управление делами
страны.
2. Изменение в
избирательной
системе.
Реорганизация
структуры органов
власти и
управления.
Обновление
7

Личностные УУД
Составить свой
рассказ
Познавательные
УУД
Исследовать
ситуацию Дагестана
после распада
СССР. Описать
обновление
законодательства.
Образование РД и
принятие
конституции.
Коммуникативные
УУД
Готовить

законодательства.
3. Роспуск Советов,
самоотречение
большинства
депутатов от
выполнения своего
общественного
долга.

совместные ответы
на вопросы, работая
в парах.
Регулятивные
УУД
Вносить
коррективы в план

4. Новые
многопартийные
выборы в
федеральное
собрание РФ и
выборы в
представительные
органы местного
самоуправления.
5. Принятие новой
Конституции РД.
6

Начало
экономической
реформы.

1

1. Указ президента
РФ от 3 декабря
1991 г. «о мерах по
либерализации
цен».
2. Переход к
рыночным
отношениям.
Программа
развития различных
форм собственности
и хозяйствования.
3. Создание
акционерных
обществ,
товариществ,
ассоциаций,
концернов,
торговых домов.
4. Программа
разгосударствления
8

Личностные УУД
Высказывать свое
мнение
Познавательные
УУД
Извлекать и
преобразовывать
текущую
информацию.
Исследовать
ситуацию в
Дагестане после
перехода к
рыночным
отношениям.
Описать программу
приватизации.
Коммуникативные

и приватизации
государственного и
муниципального
имущества
Дагестана.

УУД
Сравнивать
ситуацию в
Дагестане до и
после распада
СССР.
Регулятивные
УУД
Готовить
совместные ответы
на вопросы, работая
в парах.

7

Осложнение
обстановки в
Дагестане в связи
с войной в Чечне.

1

1.Чеченский кризис.
Приближение
чеченской войны к
границам
Дагестана.
2. Трагедия в г.
Кизляре и с.
Первомайском. 3.
Вооруженое
нападение на
войсковую часть в
г. Буйнакске.
4. Хасавюртовское
соглашение в
августе 1996 г.

Личностные УУД
Высказывать свое
мнение
Познавательные
УУД
Извлекать и
преобразовывать
текущую
информацию.
Исследовать
ситуацию
вооруженных
нападений со
стороны Чечни.
Коммуникативные
УУД
Описать суть
Хасавюртовских
соглашений.
Регулятивные
УУД
Готовить
совместные ответы
на вопросы, работая

9

в парах.
8

Проблемы науки,
образования и
культуры
республики в
современных
условиях.

1

1.Ситуация в
образовательной
системе.

Личностные УУД
Высказывать свое
мнение .

2. Проблемы
дагестанской науки, Познавательные
УУД
литературы и
искусства.
Определять
основную мысль
3. Возвращение
текста.
сокровищ
дагестанского
зарубежья.

Исследовать
ситуацию в
образовательной
системе.
Коммуникативные
УУД
Исследовать
проблемы
дагестанской науки,
литературы и
искусства.
Регулятивные
УУД
Составлять план
текста.

9

Современные
проблемы
межнациональны
х отношений и
национальной
безопасности
Дагестана.

2

1.Реабилитация
депортированных
народов. Проблема
разделенных
народов.
2. Критические
события 20-21 мая
1998 года в
Махачкале.
Вооруженный
захват здания
Государственного
Совета и
10

Личностные УУД
Высказывать свое
мнение.
Познавательные
УУД
Описывать и
оценивать
собственные
мнения о ситуации
с захватом гос.
зданий в

Правительства РД.

Махачкале.

3. Комплексная
программа решения
проблем
национальных
отношений.

Исследовать
проблемы
депортированных
народов после
реабилитации.

4. Национальные
движения, их
решения о
самороспуске.

Коммуникативные
УУД
Участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем.
Регулятивные
УУД
Уметь
самостоятельно
формулировать
цель деятельности

10

Проблемы
борьбы с
экстремизмом и
терроризмом.

2

1.Военные действия Личностные УУД
в Дагестане.
Высказывать свое
мнение.
2. Вторжение в
Дагестан со
Познавательные
стороны Чечни
УУД
сепаратистских
ваххабитских
Раскрывать на
отрядов.
конкретных
3. Религиозный
экстремизм.
4. Разгром
бандформирований
на территории
Дагестана.
5. Развитая
экономика – основа
гражданского
общества.

11

примерах значение
религиозного
экстремизма.
Описывать и
оценивать ситуацию
в Дагестане в
период второй
чеченской войны
Коммуникативные
УУД
Участвовать в
коллективном

обсуждении
проблем.
Регулятивные
УУД
Уметь
самостоятельно
формулировать
цель деятельности.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 676-43-62

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».