ПРИНЯТО педагогическим советом МБОУ Могилѐвская СОШ Протокол от 28.08.2021 №1 УТВЕРЖДАЮ: Директор________Р.М.Маталова приказом МБОУ Могилѐвская СОШ от 30.08.2021 № 20 Положение о порядке разработки рабочей программы дополнительного образования МБОУ Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова 1. Общие положения Настоящее Положение о рабочей программе (далее – Положение) регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ дополнительного платного образования детей. Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»; -Уставом МБОУ Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова; -Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ); - Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций” (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»); - Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н “Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; - Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций” (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»); - Письмом Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций; - Приказом Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 9 ноября 2018г №196,; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» - Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» 1.2.2. Правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами МБОУ Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова: - Положением об оказании платных образовательных услуг и ведении иной приносящей доход деятельности. – Положением о формах обучения. В Положении использованы следующие основные понятия и термины: – рабочая программа – документ локального уровня, конкретизирующий содержание обучения применительно к целям ООПДО и возможностям конкретной авторской дополнительной программы в достижении этих целей; – авторские модифицированные программы, входящие в учебно-методические комплекты дополнительного образования школы; – оценочные средства. Рабочие программы дополнительного образования детей, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения Образовательной общеразвивающей программы дополнительного образования. Рабочие программы дополнительного образования детей разрабатываются на основе требований к результатам освоения Образовательной общеразвивающей программы дополнительного образования. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяется гражданско-правовым договором образовательной организации с педагогическим работником. 2. Структура рабочей программы Структура рабочей программы определяется настоящим Положением Структура рабочей программы дополнительной образовательной программы: 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (Приложение 1) 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (Пояснительную записку рекомендуют начинать с введения – краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной общеобразовательной программы. В вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, распространения и т.п.) «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» рекомендуют раскрыть в пояснительной записке следующие разделы: направленность дополнительной общеобразовательной программы (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристскокраеведческая, социально-педагогическая). Направленность дополнительной общеобразовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью общеобразовательной программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы.; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность (Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает: новое решение проблем дополнительного образования, новые методики преподавания, новые педагогические технологии в проведении занятий, нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.) Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.; ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем, материалах научных исследований, анализе педагогического опыта, анализе детского или родительского спроса, современных требованиях модернизации системы образования, потенциале образовательного учреждения, социальном заказе муниципального образования и др. факторах. Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной общеобразовательной программы: выбранных форм, методов образовательной деятельности, средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами), организации образовательного процесса. цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы (Целью и задачами дополнительных общеобразовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы. ); отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы (В этом разделе необходимо указать: для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.),какому возрасту детей адресована программа, предполагаемый состав (одного или разных возрастов), условия приема детей, система набора в группы. ); сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки (в разделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год); формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, концерт, открытое занятие, показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.), зачетная работа, взаимозачет, экзамен, тест, игра, рефлексия, проект и др.). 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (Краткое описание разделов и тем внутри разделов. Данный структурный элемент программы тесно связан с учебно-тематическим планом, поэтому: раскрывать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в УТП; изложение материалов ведется в именительном падеже. В содержании программы указывается: • название темы (количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП); • при включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досугово-массовых мероприятий и др. в содержании указывается тема и место их проведения.) 4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Приложение 2) 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Приложение 3 к рабочей программе); Структура рабочей программы дополнительного образования: 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (Приложение 1) 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Приложение 2) 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Приложение 3 к рабочей программе); 3. Порядок разработки рабочей программы Рабочая программа разрабатывается как часть ООДПО (по направленностям) Рабочая программа разрабатывается педагогом, обеспечивающим преподавание курса, в соответствии с учебным планом дополнительных платных образовательных услуг школы на учебный год или уровень образования. Педагогический работник выбирает один из нижеследующих вариантов установления периода, на который разрабатывается рабочая программа: – рабочая программа по курсу разрабатывается на учебный год; – рабочая программа разрабатывается на тот период реализации ООПДО, который равен сроку освоения курса учебного плана дополнительных платных образовательных услуг. Рабочая программа разрабатывается на основе: – авторских модифицированных программ дополнительного образования детей; – учебной и методической литературы Педагогический работник вправе: – варьировать содержание разделов, тем, обозначенных авторской модифицированной программой; – устанавливать последовательность изучения тем; – распределять учебный материал внутри тем; – определять время, отведенное на изучение темы; – выбирать, исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии обучения и воспитания; подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства; 4.Утверждение Рабочей программы предполагает следующие процедуры: - разработанная рабочая программа согласовывается с заместителями директора по УР. Рабочую программу представляют на согласование заместителю директора по учебной работе, курирующего данный предмет, курс, направление деятельности не позднее 25 сентября текущего года. - рабочая программа утверждается приказом директора школы не позднее 1 октября текущего года; В случае необходимости корректировки рабочих программ руководитель ОО издает приказ о внесении изменений в содержания рабочих программ. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством: – укрупнения дидактических единиц; – вывода (в старших классах) части учебного материала на самостоятельное изучение по теме с последующим контролем; Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения тематического раздела из программы. 5. Оформление и хранение рабочей программы Рабочая программа оформляется в электронном и печатном вариантах. Печатный вариант рабочей программы дублирует электронную версию за исключением аннотации. Печатный вариант рабочей программы хранится в сброшюрированном виде у учителя и администрации школы. Электронный аналог рабочей программы хранится в электронной базе данных на сервере образовательной организации. С целью включения в содержательный раздел ООПДО (по уровням общего образования) перечня реализуемых рабочих программ разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию. Краткие аннотации рабочих программ размещаются на сайте школы. 5.3.Рабочая программа должна быть оформлена следующим образом: - текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25, поля с трех сторон по 2 см, справа – 1 см; центровка заголовков и абзацы в тексе выполнятся при помощи средств Word, листы формата А 4; - таблицы выставляются непосредственно в текст; - титульный лист считается первым, но не нумеруются, также, как и листы приложений. 6. Контроль за реализацией рабочих программ Ответственный за организацию платных образовательных услуг осуществляет систематический контроль за: - выполнением рабочих программ, их практической части, соответствия записей в журнале пройденного на занятии материала рабочей программы. Приложение 1 Название разделов и тем занятий Кол-во часов всего теория практика 1 Вводное занятие 2 1 1 2 Раздел 1. 4 2 2 2.1 2 1 1 2.2 2 1 1 2.3 ……………………… … … … 3 Раздел 2. ……………….. … … … 3.1 ……………………………. 72 22 50 Итого: . Приложение 2 МБОУ Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова «Согласовано» Заместитель директора по УР / . «Утверждено» приказ № от _.201 г_ ФИО от «_ » 201 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социально-педагогическое_ (указать направление) «Введение в словесность»_ Срок реализации 1 год Общее количество часов Класс / количество часов 5 класс / 56 56__часов Педагог Программа разработана в соответствии с Положением МБОУ Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова о порядкеразработки программ дополнительного образования на основе авторской модифицированной программы (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии) 201_ /201_ уч. год Приложение 3 Календарно-тематическое планирование № Наименование разделов и тем Раздел Тема 1 Тема 2 Итого: Количество часов Дата проведения