Принято на заседании педсовета протокол № 1 от 29.08.2022 г. Утверждено приказ № 151 от 29.08.2022 г. Директор школы: _________Р.М.Маталова Положение о дистанционном обучении в МКОУ Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова I. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с: Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. ст. 17 П. 2; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждения порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Уставом Учреждения. 1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации дистанционного обучения в МКОУ "Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова" (далее Учреждение) 1.3. Дистанционное обучение (ДО) - способ организации образовательной деятельности, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимся. 1.4. Образовательная деятельность, реализуемая в дистанционной форме, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий, обучающихся; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны Учреждения, а также регулярный систематический контроль и учет знаний обучающихся. Дистанционная форма обучения при необходимости может реализовываться комплексно с традиционной, семейной и другими предусмотренными законом РФ «Об образовании в РФ» формами его получения. 1.5. Главными целями дистанционного обучения как важной составляющей в системе беспрерывного образования являются: предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения); предоставление детям-инвалидам и детям с ОВЗ возможности получения образования по индивидуальной программе на дому; повышение качества образования обучающихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями; развитие профильного образования на основе использования информационных технологий как комплекса социально-педагогических преобразований; создание условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся в области образования без отрыва от основной учѐбы. 1.6. Использование дистанционного обучения способствует решению следующих задач: - повышение эффективности учебной деятельности обучающихся; - повышение эффективности организации образовательной деятельности; - повышение эффективности использования учебных помещений; - повышение доступа к качественному образованию, обеспечение возможности изучать выбранные обучающимся общеобразовательные дисциплины. 1.7. Основными принципами применения ДО являются: - принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательной деятельности с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе электронная почта, Интернет-конференции, on-line – уроки, on-line – олимпиады и др.); - принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях образовательной деятельности, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.; - принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательной деятельности работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время, а также в дни возможности непосещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям и дни, пропущенные по болезни или в период карантина; - принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов; - принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 1.8. Формы ДО: e-mail; дистанционные конкурсы, олимпиады; дистанционное самообучение обучение в Интернете; видеоконференции; оn-line тестирование; Интернет-уроки; надомное обучение с дистанционной поддержкой; вебинары и т.д. В обучении с применением ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: - лекция, - консультация, - семинар, - практическое занятие, - лабораторная работа, - контрольная работа, - самостоятельная работа, - научно-исследовательская работа. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения: - работа с электронным учебником; - просмотр видео-лекций; - прослушивание аудиокассет; - компьютерное тестирование; - изучение печатных и других учебных и методических материалов. II. Организация процесса дистанционного обучения в Учреждении. 2.1. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, определяются законодательством Российской Федерации. 2.2. Обучение в дистанционной форме осуществляется как по отдельным предметам и курсам, включенным в учебный план Учреждения, так и по всему комплексу предметов учебного плана. Выбор предметов изучения осуществляется совершеннолетними обучающимися или родителями (лицами, их заменяющими) по согласованию с Учреждением. 2.3. Обучающиеся в дистанционной форме имеют все права и несут все обязанности, предусмотренные законом «Об образовании в РФ» и Уставом Учреждения других форм обучения, могут принимать участие во всех проводимых школой учебных, познавательных, развивающих, культурных и, спортивных мероприятиях: уроках, консультациях, семинарах, в т.ч. выездных зачетах, экзаменах, в т.ч конференциях, экспедициях, походах, викторинах, чемпионатах и других мероприятиях, организуемых и (или) проводимых Учреждением. Посещение уроков соответствующего класса (года) обучения не является обязательным для обучающихся в дистанционной форме по заявлениям. 2.4. Отчисление обучающегося в дистанционной форме производится приказом директора Учреждения после расторжения договора о получении образования в дистанционной форме или истечения срока его действия. 2.5. Учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника и обучающегося. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется Учреждением (Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий 04.04.2005, Приложение к приказу Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. № 63). 2.6. При использовании ДОТ Учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему: учебный план Учреждения, учебный план обучающегося, рабочую программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники, позволяющие обеспечить освоение и реализацию основной образовательной программы. Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен Учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и базы сетевых ресурсов. Содержание учебнометодического комплекса должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам. Основным элементом системы дистанционного обучения является цифровой образовательный ресурс, разрабатываемый с учетом требований законодательства об образовании. Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения основано на использовании электронных учебнометодических материалов (далее - Материалы), которые должны обеспечивать в соответствии с программой: - организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль знаний); - методическое сопровождение и дополнительную информационную поддержку дистанционного обучения (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы). Компонентами Материалов могут быть: - текстовые - компоненты, содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку (например, электронный вариант учебного пособия, текстовые или веб-страницы, файл, ссылка на файл, веб-страницу или каталог, анкета и т.д.); - звуковые – компоненты, содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения (например, аудиолекции); - мультимедийные – компоненты, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами (например, мультимедийный электронный учебник, видеолекции, слайд-лекции, учебные видеофильмы). 2.7. Учреждение для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников. При использовании ДОТ Учреждение организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе, в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. 2.8. В качестве услуг Учреждением могут быть определены: онлайновая поддержка обучения; тестирование on-line; конкурсы, консультации on-line; предоставление методических материалов; сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных, различные виды аттестации). Ш. Организация процесса дистанционного обучения детей-инвалидов 3.1. Дистанционное обучение осуществляется на принципе добровольного участия детей с ОВЗ и детей-инвалидов на основании заявления родителей (законных представителей) при наличии рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - рекомендации специалистов). 3.2. Для организации дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ Учреждение осуществляет следующие функции: - проводит мероприятия по обеспечению информационно-методической поддержки дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов; - создает и поддерживает на сайте Учреждения пространство для дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в котором, в том числе, размещает информацию о порядке и условиях дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, форму заявления о дистанционном обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов; - осуществляет организацию учебно-методической помощи обучающимся детям с ОВЗ и детям-инвалидам, родителям (законным представителям) обучающихся; - информирует родителей (законных представителей) о порядке и условиях дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. 3.3. Родители (законные представители) детей с ОВЗ и детей-инвалидов, желающие обучать детей с использованием дистанционных образовательных технологий, представляют в школу следующие документы: - заявление по форме согласно Приложению, к настоящему Положению; - копию документа об образовании (при его наличии); - копию документа об установлении инвалидности; - справку о рекомендованном обучении ребенка-инвалида на дому. Заявление и необходимые документы (далее - документы) представляются в Учреждение лично. 3.4. Причинами отказа во включении в Реестр являются: - предоставление недостоверных сведений о ребенке-инвалиде; - отсутствие технических возможностей по организации рабочего места ребенка-инвалида и (или) педагогического работника. 3.5. С учетом технических возможностей, при наличии согласия Учреждения и педагогического работника рабочее место педагогического работника оснащается аппаратно-программным комплексом и обеспечивается доступом к сети Интернет в Учреждении или непосредственно по месту проживания педагогического работника. 3.6. Аппаратно-программный комплекс передается участникам образовательных отношений на договорной основе во временное безвозмездное пользование: - в отношении аппаратно-программного комплекса для рабочего места педагогического работника соответствующий договор заключается с Учреждением; - в отношении аппаратно-программного комплекса для рабочего места ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида соответствующий договор заключается с его родителями (законными представителями). 3.7. Для обеспечения процесса дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов используются следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы (далее - учебнометодический комплекс), предназначенные для передачи по телекоммуникационным и иным каналам связи посредством комплектов компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов (далее - аппаратно-программный комплекс). 3.8. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей с ОВЗ и детей- инвалидов. При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями. 3.9. Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов предполагает выбор индивидуальной образовательной траектории с уточнением индивидуального учебного плана, реализуемого за счет часов, предусмотренных в учебном плане Учреждения. 3.10. Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации дистанционного обучения детей с ОВЗ, должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам. 3.11. Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими Учреждения, с учетом согласия их родителей (законных представителей) наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому организуются занятия в помещениях Учреждения (индивидуально или в малых группах). 3.12. При организации дистанционного обучения детей с ОВЗ и детейинвалидов учет результатов образовательной деятельности и внутренний документооборот ведется в бумажном варианте и электронно-цифровой форме. 3.13. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются Учреждением традиционными методами или с использованием дистанционных образовательных технологий. 3.14. Государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего, среднего общего образования. IV. Порядок ознакомления участников образовательных отношений с настоящим Положением 4.1. Администрация Учреждения на педагогическом совете проводит ознакомление педагогических работников с Положением. 4.2. Информация о режиме работы Учреждения в дни возможности непосещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям и дни, пропущенные по болезни или в период карантина, размещается на информационном стенде и официальном сайте Учреждения. V. Порядок организации ДО в Учреждении: 5.1. Выявляет потребности обучающихся 1-11 классов в дистанционном обучении или углублении, расширении знаний по отдельным предметам. 5.2. Принимает педагогическим советом решение об использовании дистанционного обучения для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся в профильном обучении или углублении, расширении знаний по отдельным предметам. 5.3. Включает часы дистанционного обучения в учебное расписание ОУ. 5.4. Педагогами школы составляется календарно-тематическое планирование, где в соответствии с дистанционным курсом прописывается тема занятия, примерные сроки. 5.5. Дистанционные курсы прописываются в специальном журнале и оцениваются в соответствии с положением об оценке. 5.6. Основанием для открытия дистанционной формы обучения по профильным учебным предметам или для углубления знаний по отдельным предметам являются: - назначение ответственного за организацию ДО из числа педагогического коллектива; - назначение помощника преподавателя, который будет находиться в непосредственном очном контакте с обучающимися, оказывать им техническую и организационную помощь, из числа педагогов школы; - определение учебной нагрузки для педагогов; - установление коэффициента доплаты учителям-предметникам, осуществляющим контроль за процессом ДО, оформление школьной документации по результатам обучения обучающихся (за ведение инновационной деятельности). 5.7. Основанием для зачисления на дистанционное обучение являются: личное заявление совершеннолетнего обучающегося; заявление родителей несовершеннолетнего обучающегося (для учащихся 1 – 11 классов); анкета, содержащая сведения об обучающихся (для регистрации на сервере ДО, присвоение индивидуального пароля и логина, установление контакта) в соответствии с ФЗ «О персональных данных»; VI. Права Учреждения в рамках предоставления обучающимся обучения в форме дистанционного образования. 6.1. Учреждение имеет право: - использовать дистанционные образовательные технологии при всех, предусмотренных законодательством РФ, формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, онлайн олимпиад, практик, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся; - использовать ДОТ при наличии руководящих и педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки (документ о повышении квалификации) и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ; - вести учет результатов образовательной деятельности и внутренний документооборот в бумажном варианте и электронно-цифровой форме в соответствии с федеральным законом от 10.01.2002 №1-ф3 «Об электронноцифровой подписи» (собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №2, ст. 127). VII. Функции администрации Учреждения 7.1. Директор: осуществляет контроль организации ознакомления всех участников образовательных отношений с документами, регламентирующими организацию работы Учреждения в дни возможности непосещения занятий обучающимися по неблагоприятным погодным условиям и дни, пропущенные по болезни или в период карантина; контролирует соблюдение работниками Учреждения режима работы. осуществляет контроль реализации мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ посредством дистанционного обучения. - принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы Учреждения в дни, когда обучающиеся не посещают Учреждение. 7.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: - организует разработку мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ обучающимися, не пришедшими на занятия, определяет совместно с педагогами систему организации учебной деятельности обучающихся виды, количество работ, форму обучения (дистанционная, самостоятельная и т.д.), сроки получения заданий обучающимися и предоставления ими выполненных работ; - осуществляет информирование всех участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, иных работников) Учреждения об организации работы в дни непосещения обучающимися Учреждения; - осуществляет контроль корректировки рабочих программ педагогами Учреждения; - осуществляет контроль резервных часов, с целью реализации в полном объеме образовательных программ; осуществляет контроль индивидуальной дистанционной работы с обучающимися, отсутствующими по указанным в настоящем Положении уважительным причинам; - организует учебно-воспитательную, научно-методическую, организационнопедагогическую деятельность педагогического коллектива в соответствии с планом работы Учреждения в случае отсутствия обучающихся на учебных занятиях; - анализирует деятельность по работе Учреждения в актированные дни и дни непосещения по причине карантина. VIII. Функции педагогических работников по организации дистанционного обучения 8.1. Педагоги своевременно осуществляют корректировку календарнотематического планирования с целью обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме. 8.2. С целью прохождения образовательных программ в полном объеме педагоги применяют разнообразные формы самостоятельной работы и дистанционного обучения. Информация о применяемых формах работы, видах самостоятельной работы доводится педагогами, классными руководителями до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей) заранее, в сроки, устанавливаемые Учреждением. 8.3. Педагоги, выполняющие функции классных руководителей, информируют родителей (законных представителей) об итогах учебной деятельности их детей в актированные дни и дни отсутствия по болезни или по причине карантина, в том числе в условиях применения дистанционных форм обучения и самостоятельной работы обучающихся. IX. Функции обучающихся и родителей (законных представителей) по использованию дистанционного обучения 9.1. Самостоятельная деятельность обучающихся с учебным материалом во время непосещения Учреждения организуется в соответствии с программой самостоятельной работы, подготовленной и доведенной до сведения родителей (законных представителей), обучающихся с учителями-предметниками. 9.2. Связь обучающегося с учителем-предметником, классным руководителем поддерживается посредством контактных телефонов, электронной почты. 9.3. Самостоятельная деятельность обучающихся может быть оценена педагогами только в случае достижения положительных результатов. 9.4. Родители (законные представители) систематически контролируют выполнение их обучающимся ребенком домашних заданий в режиме дистанционного обучения или другой избранной формы. X. Техническое обеспечение использования дистанционных образовательных технологий 10.1 Образовательная деятельность с использованием ДОТ обеспечивается следующими техническими средствами: - компьютерными классом, оснащенными персональными компьютерами, микрофонами и звукоусилительной и проекционной аппаратурой; - локальной сетью с выходом в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации образовательной деятельности и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам. 10.2. Техническое обеспечение обучающегося с использованием ДОТ в период длительной болезни или при обучении на дому. Обучающиеся дома должны иметь: - персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео; - канал подключения к сети Интернет. Приложение к Договору о совместной деятельности от « » __________ 20 г. Директору школы: Р.М.Маталовой ________________________________ (Ф.И.О. родителя (законного представителя) заявление. Прошу Вас перевести моего (ю) сына (дочь)___________________________ (Ф.И.О. обучающегося) _______________ г.р., ученика(цу) _______ класса на индивидуальное (дата рождения, обучающегося) обучение на дому по состоянию здоровья с __________ по _________________ с использованием дистанционных образовательных технологий. Занятия по предметам прошу организовать в следующем режиме: Предмет В учреждении Дата заполнения: « »____________ 20 __________________________ подпись родителя __________________________ расшифровка подписи г. Занятия На дому Дистанционно Директору школы: _____Р.М.Маталова __________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) ребенка __________________________________________ __________________________________________ (фамилия, имя, отчество ребѐнка) зарегистрированного по адресу: ______________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ Номер телефона: ___________________________ Документ, удостоверяющий личность: __________________________________________ серия __________ № __________________ кем и когда выдан ________________________________ __________________________________________ __________________________________________ ЗАЯВЛЕНИЕ. Прошу организовать обучение ________________________________________________ ________________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество ребѐнка, число, месяц и год рождения) проживающего по адресу: __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ с использованием дистанционных образовательных технологий. «____» ______________ 20 __ г. _____________________ (подпись) /__________________/ (расшифровка) Заявление зарегистрировано «_____» ____________20_____ г. № __________