Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Могилёвская средняя общеобразовательная школа им.Н.У.Азизова» ПРИНЯТО педагогическим советом от 10.01. 2022_ год протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ: Директор школы: Р.М.Маталова приказ № 111 от 12.01.2022 года ПОЛОЖЕНИЕ о внедрении Целевой модели цифровой образовательнойсреды (ЦОС) в учебный процесс МКОУ «Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова» Настоящее Положение о внедрении в образовательный процесс МКОУ "Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова" разработано на основании следующих нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального закона Российской Федерации №152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональныхданных»; Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ОТ 04.08.2008 г. №379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребѐнка – инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 “Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды” Распоряжение № Р - 135 от 17.12.2019 года "Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально - технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" Распоряжение № Р - 116 от 15 ноября 2019 года "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" Паспорт регионального проекта «Цифровая образовательная среда» в Ленинградской области Письмо Министерства Просвещения от 14.01.2020 № 5-02 «Методические рекомендации по вопросам внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации» Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно - коммуникационных и цифровых технологий Методические рекомендации Министерства Просвещения от 17.12.2019 г. №Р-135, а именно Приложение №2 методических рекомендаций «Примерный перечень средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды»; Настоящая Целевая модель цифровой образовательной среды (далее - ЦОС) разработана в целях развития и регулирования цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания в рамках полномочий Минпросвещения России. Настоящая Целевая модель ЦОС регулирует отношения участников ЦОС, направленные на создание и развитие условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учѐтом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объѐме независимо от места нахождения обучающихся. При внедрении Целевой модели ЦОС используются информационные системы и ресурсы, предназначенные для хранения, поиска, обработки и представления информации и данных, в том числе государственные информационные системы и ресурсы (далее – ИСиР), включая открытую информационно-образовательную среду «Российская электронная школа», а также ИСиР, созданные в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 1, ст. 375; 2019, № 34, ст. 4880). Современный образовательный процесс, реализуемый в образовательном учреждении, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий обучающихся, не имеющих возможности ежедневного посещения занятий; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны колледжа, а также регулярный систематический контроль и учет знаний обучающихся при применении Целевой модели цифровой образовательной среды. Использование цифровой образовательной среды призвано решить проблему выполнения образовательных программ в полном объеме. Образовательное учреждение вправе использовать современные цифровые технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Главными целями внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды являются: - повышение качества образования обучающихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями; - предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения); - развитие профильного образования на основе использования информационных технологий как комплекса социально-педагогических преобразований; - создание условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся в области образования без отрыва от основной учѐбы; - оснащение образовательных организаций средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием; - создание и (или) модернизация структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей, систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения на объектах образовательных организаций. Результаты учебной деятельности обучающихся, занимающихся в условиях развития и внедрения цифровой образовательной среды, учитываются в документации колледжа в соответствии с рекомендациями по учету и хранению учебных достижений обучающихся. Основные направления: - участие в различных проектах, предусматривающих применение современных цифровых технологий; - реализация дистанционного обучения обучающихся, в том числе обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - поддержка одаренных студентов: вовлечение обучающихся в работу сетевых учебных проектов, дистанционных олимпиад, конференций, конкурсов; - расширение образовательных услуг, предоставляемых колледжем; - сотрудничество с другими образовательными учреждениями; - расширение возможности контактов с обучающимися (тестирование, представление письменных работ, индивидуальные консультации с преподавателем в сети, участие в сетевых проектах). Технические требования к внедрению ЦОС: скорость подключения к сети Интернет не менее 100 Мbps; персональные компьютеры; фото/видеокамера; программное обеспечение 2. Организация образовательного процесса с использованием ЦОС. В работе по внедрению Целевой модели Цифровой образовательной среды используется следующая терминология: Современные цифровые технологии – технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях. ЦОР разделены на две группы: информационные источники, под которыми понимается все множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе – тексты, статистические и динамические изображения, анимационные модели и т.д.; информационные инструменты, обеспечивающие работу с информационными источниками. Электронные образовательные ресурсы - образовательный ресурс, представленный в цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них, а так же данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в учебном процессе. Система средств обучения – совокупность носителей учебной информации и инструментов деятельности педагогического работника и ученика. Внедрение целевой модели ЦОС реализуется в МКОУ "Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова" в соответствии с системой соподчинения специально созданных групп, обеспечивающих организацию и ход учебного процесса, методическое и педагогическое сопровождение обучающихся, а также мониторинг и анализ результатов обучения. В организационную структуру, обеспечивающую внедрение ЦОС в МКОУ "Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова" входит рабочая группа, состав которой утверждается приказом директора, во главе с ответственным за реализацию внедрения цифровой образовательной среды в колледже из числа администрации, а также методические объединения, которые реализуют задачи методического и педагогического сопровождения обучающихся в процессе внедрения и использования цифровых технологий. В МКОУ "Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова" ,обеспечивающим внедрение ЦОС, реализуются следующие направления деятельности: организационное обеспечение проектов и программ, в том числе проведение мониторинга готовности МКОУ "Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова" к внедрению целевой модели ЦОС; методическое обеспечение деятельности; техническая подготовка МКОУ "Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова" для внедрения ЦОС; повышение квалификации сотрудников; программно-методическое обеспечение учебного процесса в МКОУ "Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова"; информационное обеспечение сотрудников о ходе реализации Приказа Министерства Просвещения от 02.12.2019 №649 «Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды». МКОУ "Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова" при реализации образовательных программ с использованием ЦОС вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме. 3. Функциональные обязанности участников рабочей группы по внедрению ЦОС в образовательный процесс МКОУ "Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова" Функциональные обязанности ответственного за внедрение ЦОС в образовательном учреждении: выявлять и анализировать востребованность использования современных цифровых технологий среди обучающихся МКОУ "Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова"; контролировать процесс внедрения ЦОС, в т.ч. использование цифровых технологий обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами; расширять направления использования ЦОС; обеспечивать обучение сотрудников МКОУ "Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова" для качественного внедрения современных цифровых технологий в образовательный процесс; обеспечивать научно-методическое и техническое сопровождение внедрения современных цифровых технологий в образовательный процесс; осуществлять регулярный мониторинг качества внедрения ЦОС в МКОУ "Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова" и анализировать результаты внедрения. Функциональные обязанности преподавателя за внедрение ЦОС в образовательном учреждении: изучать необходимые инструкции по работе с современным оборудованием; информировать обучающихся и их родителей (законных представителей) о внедрении современных цифровых технологий; формировать группу из числа обучающихся для участия в учебных сетевых проектах; развивать профессиональные компетенции, направленные на внедрение и использование современных цифровых технологий; осуществлять контроль качества использования современных цифровых технологий в образовательном процессе; обеспечивать соблюдение норм СанПин обучающимися в процессе работы с современной техникой. Функциональные обязанности кураторов групп в условиях внедрения и использования ЦОС в образовательном учреждении: в случае необходимости вносить предложения заместителю директора по УР по составлению расписания занятий, разработке индивидуального учебного плана с учѐтом внедрения современных цифровых технологий в образовательный процесс; оповещать заместителя директора по УР об имеющихся медицинских рекомендациях, особенностях режима обучающихся своей группы; регулярно контролировать целесообразность использования Интернет-ресурсов в условиях внедрения современных цифровых технологий в образовательный процесс. Функциональные обязанности обучающихся в условиях внедрения и использования ЦОС в образовательном учреждении: активно участвовать в образовательном процессе в условиях внедрения современных цифровых технологий в образовательный процесс в рамках учебного плана получаемой специальности; самостоятельно изучать теоретический материал на основе электронного обучения; - выполнять в соответствии с временными рамками все виды работ, предложенные преподавателем по учебной дисциплине/профессиональному модулю: практические, контрольные задания, самостоятельная работа; осуществлять обратную связь с преподавателем на основе современных цифровых технологий 4. Заключительные положения Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового в рамках действующего нормативного законодательного регулирования в сфере образования