4.programma_po_vnedreniyu_celevoy_obrazovateljnoy_sredy_v_mkou_mogilёvskaya_sosh

Цифровая образовательная среда
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение
двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности
российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран
мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и
социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития
системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной
инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их
переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных
механизмов управления этой сферой.
Основной целью федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей
высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Особое внимание уделено созданию Центра цифровой трансформации образования, на
базе которого будет осуществляться организационно- управленческая, методическая,
аналитическая и экспертная
деятельность, направленная на обеспечение высокого качества и доступности образования
всех видов и уровней, а также обучение управленческих команд субъектов Российской
Федерации.
Сроки реализации: 01.09.2022 - 31.12.2026
Задача проекта:
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды,
обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Принята:
педагогический совет № 1
от «27» августа 2022

Утверждаю:
Директор школы:
Р.М.Маталова

Программа деятельности
муниципального казѐнного общеобразовательного учреждения
Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова
2022-2026г.г.

Модель цифровой образовательной среды школы,
сетевого взаимодействия участников образовательной
деятельности, электронного обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий

Содержание
1. Паспорт
2. Введение
3. Актуальность
4. Цель Программы
5. Задачи Программы
6. Прогнозируемые результаты и возможные риски
7. Сроки и этапы реализации Программы
8. План мероприятий по реализации Программы
9. Оценивание результатов реализации Программы
10.Формы представления результатов
11.Литература

Паспорт

Наименование программы Программа МКОУ Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова «Разработка моделей
цифровой образовательной среды школы, сетевого взаимодействия
участников образовательного процесса, электронного обучения с
использованием дистанционных образовательных технологий»
Разработчики программы Арзамулова Р.И., заместитель директора по УВР МКОУ Могилѐвская СОШ
им.Н.У.Азизова, учитель информатики
Основания для
разработки

Закон РФ № 273 - ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012
г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января
2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования» на 2013-2020 годы».
Приказ министерства просвещения РФ № 649 от 02.12.2019 «Об утверждении
Целевой модели цифровая образовательная среда»;
Положение об организации обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий в МКОУ Могилѐвская СОШ
им.Н.У.Азизова

Цель программы

Обеспечение высокого качества образования с помощью цифровых
технологий.
Обеспечение реализации электронного обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий в МКОУ Могилѐвская СОШ
им.Н.У.Азизова

Задачи программы

1. Организовать и провести подробный анализ состояния
информационно-образовательной среды ОО по следующимпозициям:
-определение оснащенности ОО в соответствии с требованиями креализации
ФГОС ООО, НОО, СОО;
-контент-анализ образовательной части официальных сайтов
образовательных учреждений;
- уровень ИКТ-компетентности педагогов в соответствии стребованиями
Профессионального стандарта.
2. Продолжить формирование школьной информационнообразовательной среды.
3. Модернизировать нормативную базу использования ЭО и ДОТ сучѐтом
разработки и апробации моделей ЭО с использованием ДОТ и цифровых
технологий.
4. Обобщить и распространить опыт апробации моделей электронного
обучения с использованием дистанционных образовательных и
цифровых технологий

Сроки и этапы
реализации программы

2022 г - 2023 г
1 этап: подготовительный
2 этап: организационно-деятельностный
2023 г - май 2025 г
3 этап: аналитический
2026 г.

Перечень
основных
мероприятий

1. Изучение
уровня
владения
педагогами
ОО
современными
образовательными технологиями для реализации образовательных программ с
использованием цифровых технологий, ЭО и ДОТ (анкетирование,
наблюдения) и оказание адресной помощи в овладении цифровых и
дистанционных образовательных технологий.
2. Мониторинг состояния школьной информационно - образовательной
среды;
мониторинг участия педагогов в сетевых профессиональных сообществах
различного уровня;
3. Создание
необходимых
условий
для
опережающего
развития
профессионального
уровня
педагогических
работников
(проведение
консультаций, семинаров для педагогов, участвующих в реализации
выбранной модели ЭО).
4. Создание нормативной базы для реализации выбранной модели ЭО с
использованием ДОТ (издание приказов, составление Положения о реализации
модели ЭО с использованием ДОТ, разработка плана работы по реализации
модели и т.д.)
5. Апробация выбранной модели ЭО с использованием ДОТ на базе
образовательной организации.

Исполнители программы - Учителя физики, математики, информатики, химии, биологии, географии и
5-11 классов МКОУ Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова;
- Учителя информатики, математики физики, химии, биологии, географии
Социальные партнеры

ДИРО Министерство образования и науки РД

Ожидаемые результаты

1. Разработка
и
реализация
модели
школьной
информационно-образовательной среды.
2. Разработка нормативной базы использования цифровыхтехнологий,
ЭО и ДОТ.
3. Разработка и апробация моделей ЦОС в МКОУ Могилѐвская СОШ
им.Н.У.Азизова.

Организация
контроля за
выполнением
программы

Отчѐты о промежуточных результатах работы инновационногопроекта на
методическом совете один раз в год.
Выступления педагогов - участников реализации Программы на
педагогических советах в ОО 2 раза в год.
Размещение информации о ходе выполнения Программы настраницах
школьного сайта не реже 1 раза в четверть

Введение
Современные образовательные организации продолжают осваивать электронное
обучение с использованием дистанционных технологий, выполняя требования закона РФ
№ 273 - ФЗ «Закон об образовании», ст. 16. В современном обществе происходит развитие
цифровой образовательной среды.
Программа поможет педагогам школы организовать эту работу в рамках одной из
предложенных
моделей
по
направлениям:
дистанционное
сопровождение
образовательного процесса; участие в учебных сетевых проектах; использование
электронных образовательных ресурсов, в т.ч. электронной формы учебника;
индивидуальный образовательный маршрут ученика в современной цифровой школе.
Сегодня образовательная организация освоила ФГОС НОО и ФГОС ООО и работает
в условиях перехода на ФГОС СОО. В основе стандартов лежит системно деятельностный подход, реализация которого требует использования образовательных
технологий, обеспечивающих не только предметные, но и личностные, метапредметные
результаты, а также формирование компетентностей человека 21 века - информационных,
ИКТ - компетентности.
Обеспечить реализацию требований ФГОС начального, основного и среднего
образования позволяют дистанционные образовательные технологии (ДОТ). В
соответствии с требованиями статьи 16 закона РФ № 273 - ФЗ “Об образовании в
Российской Федерации”, каждая образовательная организация сегодня обязана обеспечить
возможность электронного обучения (ЭО) и использования ДОТ для участников
образовательного процесса.
Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
учащихся и педагогических работников). Формы ДОТ: e-mail; дистанционные конкурсы,
олимпиады; дистанционное обучение в Интернете; видеоконференции; оn-line
тестирование; интернет-уроки; сервисы электронного журнала; надомное обучение с
дистанционной поддержкой; вебинары; skype-общение; облачные сервисы и т.д.
Под электронным обучением понимается организация образовательной
деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при
реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной
информации, взаимодействие учащихся и педагогов, а также использование в
образовательном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Использование
дистанционных
образовательных
технологий
повышает
доступность образования, позволяет более широко и полно удовлетворять
образовательные запросы граждан. Для учащихся с ограниченными возможностями
использование дистанционных технологий улучшает не только условия обучения, но и
качество жизни в целом. Образовательный процесс, реализуемый с использованием
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, предусматривает
значительную долю самостоятельных занятий учащихся, не имеющих возможности
ежедневного посещения занятий; методическое и дидактическое обеспечение этого
процесса со стороны образовательной организации, а также регулярный систематический
контроль и учет знаний обучающихся.
Главными целями применения ДОТ и ЭО как важной составляющей в системе
беспрерывного образования являются:
 повышение качества образования учащихся в соответствии с их интересами,
способностями и потребностями;

 предоставление учащимся возможности освоения образовательных программ
непосредственно по месту жительства учащегося или его временного пребывания
(нахождения);
 развитие предпрофильного и профильного образования в рамках ОО на основе
использования информационных технологий как комплекса социально-педагогических
преобразований;
 создание условий для более полного удовлетворения потребностей учащихся в
области образования - выстраивание индивидуального образовательного маршрута.
Дистанционные образовательные технологии и использование электронного
обучения выводят школу на новый уровень информатизации - способствуют
формированию и развитию школьной информационно - образовательной среды (ИОС).
ФГОС основного общего образования (п. 26) определяет, что «Информационнометодические условия реализации основной образовательной программы общего
образования должны обеспечиваться современной информационной образовательной
средой». Информационно - образовательная среда (ИОС) включает комплекс
информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные
ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных
технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему
современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной
ИОС.
Создание и активное функционирование муниципальной ИОС на основе модели
внедрения ЭО и ДОТ, позволит школам, обладающим материально- техническими и
кадровыми ресурсами для реализации ДОТ, возможность значительно увеличить
контингент обучающихся, реализовать различные образовательные программы, в том
числе профильного обучения.
Ещѐ одним актуальным направлением внедрения ДОТ и ЭО является размещение
учебных материалов, разработок педагогов и работ обучающихся в информационнообразовательной среде образовательной организации. Таким образом, осуществляется
поддержка и сопровождение очного процесса обучения, что способствует работе с
одарѐнными и слабоуспевающими детьми, обучению детей c ОВЗ.
Актуальность
 В Федеральном государственном образовательном стандарте начального,
основного, среднего образования разработка и реализация информационных
образовательных технологий и методов обучения, в том числе с использованием
дистанционных образовательных технологий, обозначено одним из основных
мероприятий. Таким образом, электронное обучение и использование
дистанционных образовательных технологий сегодня является необходимым
условием формирования информационно - образовательной среды школы. В
региональной Концепции использования дистанционных образовательных
технологий перечислены критерии и показатели использования дистанционных
образовательных
технологий.
Среди
них:
количество учителей, имеющих методические страницы в сети интернет
(блоги, сайты, электронный журнал);
 участие в сетевых проектах (проведение совместных учебных проектов с
учениками разных школ);
 участие учащихся в интернет – мероприятиях (олимпиады, конкурсы, фестивали,
викторины, чемпионаты и т.д.);
 школьные мероприятия, проведенные с использованием ДОТ (предметная неделя,
дискуссия на форуме, конкурс творческих работ, школьная олимпиада и др.), отраженные
на
школьном
сайте;

- участие педагогов с представлением материалов для ДОТ в конкурсах учебных
материалов;
 обучение с использованием системы электронного дистанционного обучения.
Инновационный характер осуществляемых в образовании перемен требует новых,
современных подходов к организации методической работы. За последние годы
деятельность муниципальных методических служб стала более сложной, разнообразной
по своему содержанию, задачам, а также формам и методам реализации. Наряду с
традиционной работой муниципальные методические службы обеспечивают научнометодическое сопровождение педагогических инноваций, устанавливая тесные связи с
региональными учреждениями, участвуя в региональных проектах.
В МКОУ Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова некоторые учебные кабинеты
оснащены мультимедийным оборудованием: интерактивной
электронной
доской,
мультимедиа- проекторами, плазменными и жидкокристаллическими панелями. Исходя
из этого, становятся наиболее востребованными практико-ориентированные семинары, на
которых происходит демонстрация внедрения в образовательную деятельность новых
информационных технологий.
В рамках сетевого взаимодействия активно используется видеоконференцсвязь.
Учителя ОО ежегодно проходят дистанционное обучение. Среди видов такой формы
обучения в образовательной деятельности используются:
 он-лайн уроки,
 вебинары и консультации,
 веб-конференции.
В дистанционном обучении применяются современные интерактивные технологии:
модульные, кейс-технологии, технология проектного обучения, технология организации
исследовательской деятельности, игровые технологии и др.
Педагоги и учащиеся также участвуют в различных интернет-конкурсах,
олимпиадах, викторинах. Участие в интернет-конкурсах способствует формированию
критического мышления учащихся, обучает работе с информационными потоками,
позволяет включить в контекст школьного образования внешкольную информацию,
умению извлекать смысл из полученной информации, проводить их осмысление и анализ.
Тема инновационной площадки «Разработка моделей цифровой образовательной среды
школы, сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, электронного
обучения с использованием дистанционных образовательных технологий».
Цель программы
Обеспечение реализации электронного обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий в ОО.
Задачи Программы
1. Провести подробный анализ состояния школьной информационно-образовательной
среды по следующим позициям:
 определение оснащенности образовательного учреждения в соответствии с
требованиями к реализации ФГОС ООО, НОО, СОО;
 контент-анализ образовательной части официального сайта образовательного
учреждения;
 уровень ИКТ-компетентности педагогов в соответствии с требованиями
Профессионального стандарта.
2. Модернизировать нормативную базу использования ЭО и ДОТ с учѐтом разработки и
апробации моделей ЭО с использованием ДОТ.
Прогнозируемые результаты и возможные риски

Результатами реализации Программы станут:
- разработанная и реализованная модель школьной информационно-образовательной
среды;
- долгосрочный план работы Координационного совета по ЭО и ДОТ;
- обновлѐнная нормативная база использования ЭО и ДОТ;
№ п\п

1

2

3

4

Риски

Пути компенсации

Отсутствие
необходимого
материально - технического обеспечения
для
реализации
требований ФГОС в части реализацииЭО с
применением ДОТ

1. Формирование целевых программ
материально-технической
поддержки
сети.
2. Четкое следование плану технического
обеспечения.
3. Привлечение спонсоров
1. Публичность в работе по программе.
Несвоевременность
пополнения
материально-технической
базы
ОО
для 2. Система организации представления
обеспечения условий реализации моделей ЭО на результатов работы школы
основе ДОТ
Сбой в своевременности и качестве оказания 1. Рефлексия на каждом этапе реализации
образовательных
услуг
внутрисетевого проекта.
взаимодействия
2. Создание банка данных учителей,
способных к созданию ЭОР на основе
ДОТ.
3. Выстраивание взаимоотношений на
консультационно-методическом
сопровождении
Отсутствие
системы
личностных
и Создание условий для повышения
профессиональных компетенций в области ИКТ- профессионального
уровня
технологий и в области технологий ЭО.
педагогических работников в области
ИКТ и технологий ЭО через работу в
Недостаточное
владение
сетевых сообществах и на очных
общедидактическими
и
семинарах
методическими компетенциями для реализации
процесса ЭО

Сроки и этапы реализации Программы
1 этап: подготовительный 2022 г. - 2023 г.
Содержание деятельности:
1. Изучение состояния школьной информационной образовательной среды и уровня
готовности педагогов ОО использовать современные образовательные технологии для
реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ;
2. Изучение структуры, состава и функциональных возможностей информационнообразовательной среды образовательной организации;
3. Изучение
кадровых,
нормативно-правовых,
материально-технических,
информационно-методических условий внедрения ЭО и ДОТ образовательной
организации ;
4. Изучение теоретических основ и методических подходов к построению школьной
информационно- образовательной среды и разработка проекта школьной информационнообразовательной среды до 2023 года;
5. Разработка проекта образовательного раздела сайта образовательной организации;

6. Разработка школьной «Карты неформального повышения квалификации
педагогов»;
7. Разработка нормативно-правовой базы; разработка программы инновационной
деятельности и программы мониторинга ее результативности;
8. Теоретическая и методическая подготовка педагогов к реализации программы;
9. Проектирование возможных моделей электронного обучения с использованием
ДОТ.
2 этап: организационно-деятельностный 2023 г. - 2025 г.
Содержание деятельности:
1. Уточнение имеющихся и разработка новых индикаторов и показателей
эффективности школьной информационно- образовательной среды;
2. Пополнение школьной «Карты неформального повышения квалификации» в
области освоения педагогами современных образовательных технологий на основе ЭО и
ДОТ;
3. Реализация выбранной модели ЭО с использованием ДОТ в ОО;
3 этап: аналитический 2026 г.
Содержание деятельности:
1. Анализ апробированных моделей ЭО с использованием ДОТ;
2. Анализ эффективности сформированной модели;
3. Анализ эффективности сетевого взаимодействия педагогов в рамках реализации
Программы;
4. Корректировка механизмов сетевого взаимодействия педагогов при реализации
моделей ЭО с использованием ДОТ;
5. Корректировка сформированной программы в зависимости от результатов
мониторинга их эффективности.
План мероприятий по реализации Программы инновационной площадки
1. Программные мероприятия подготовительного этапа
№ п\п

Мероприятия

1.1.

Разработка
программы Сентябрь - 2022.
инновационной деятельности

Арзамулова Р.И.

1.2.

Сбор данных для
проведения сентябрь 2022г. анализа состояния школьной январь 2023г.
ИОС

Алсултанов В.М.
руководители МО

1.3.

Изучение
существующих январь.
моделей ЭО с использованием 2023г.
ДОТ, выбор и разработка
моделей,
которые
будут
реализованы
в
рамках
Программы

1.4.

Разработка локальных актов по Сентябрь-декабрь Маталова Р.М.
организации
работы
и 2022
обеспечению
внедрения
моделей ЭО с использованием
ДОТ

1.5.

Определение
уровня
ИКТ- Январь 2023г.
компетентности педагогов –
участников проекта с учѐтом

Сроки

Ответственные

-

март Арзамулова Р.И.

руководители МО

,

требований Профессионального
стандарта
1.6.

Разработка
программы Март 2023г.
мониторинга результативности
инновационной деятельности

Арзамулова Р.И.

1.7.

Подготовка
педагогов
к Апрель 2023г.
реализации
Программы
инновационной деятельности:
- практический семинар «…»;
- консультации «…»

Арзамулова Р.И.,
руководители МО

2. Программные мероприятия основного организационно-деятельностного этапа
№ п\п

Мероприятия

2.1.

Организация обучения в ОО учеников - Сентябрь
участников инновационного проекта на основе 2023
одной из моделей ЭО с использованием ДОТ

руководители
МО,
учителяпредметники

2.2.

Промежуточный мониторинг уровня развития
программы

Январь
2023

Арзамулова Р.И.

2.3.

Представление работы учителей-предметников
на МС

Апрель
2024г.

Руководители
МО

Сроки

Ответственные

3. Программные мероприятия аналитического этапа
№ п\п

Мероприятия

3.1.

Организация
экспертизы Апрель - сентябрь 2025
разработанных моделей ЭО с
использованием ДОТ

Арзамулова Р.И.

3.2.

Анализ
результатов 2025
инновационной деятельности

Арзамулова Р.И.

3.6.

Корректировка механизмов Май - сентябрь 2025
развития
программы
в
зависимости от результатов
мониторинга
еѐ
эффективности

Арзамулова Р.И.

Сроки

Ответственные

4. Оценивание результатов реализации Программы
Критерии
Высокий
сформированности

Показатели
уровень Увеличение
количества
персональных
блогов,
сайтов
педагогов

Измерители

Ответственные

Мониторинг
наличия
персональных
сайтов и блогов
педагогов.
Аналитическая

Руководители
рабочих групп

справка
Увеличение
количества
педагогов
участников
профессиональны
х
сетевых
сообществ

-Мониторинг
активности
педагогов - Самооценка
педагогов
сформированно
сти
ИКТкомпетенций

Эффективность
работы Наличие анализа Аналитическая
Координационного совета
состояния
и справка
путей
развития
школьной
информационнообразовательной
среды. Наличие
перспективного
план
работы
Координационног
о совета, планов
работы
на
учебный
год
рабочих
групп
ОО - участников
проекта.

Арзамулова Р.И.

Аналитическая
Разработаны
справка
механизмы
взаимодействия
ОО
по
реализации
моделей ЭО с
использованием
ДОТ
Наличие нормативной базы
Наличие
Аналитическая
использования ЭО и ДОТ с локальных актов справка
учѐтом выбранной модели
в ОО:
Приказ
о
создании рабочей
группы
по
разработке
и
апробации
выбранной
модели ЭО с
использованием
ДОТ;
-Положение
о
рабочей группе;

Руководители
рабочих групп

-Положение
о
модели ЭО с
использованием
ДОТ;
- План работы по
реализации
выбранной
модели;
- Положение о
стимулирующих
надбавках
педагогам,
занимающимся
инновационной
деятельностью
Нормативная
документация о
Координационно
м совете
Наличие системы определения
результативности
выбранной
модели ЭО с использованием
ДОТ

Программа
мониторинга
результативности
выбранной
модели

Отчѐт о ходе Арзамулова Р.И.
инновационной
деятельности

Повышение
уровня Использование
Анализ уроков Арзамулова Р.И.
профессиональной, в т.ч. ИКТ- ЭО и ДОТ в и
внеурочых
компетентности учителей
учебной
и занятий
внеурочной
деятельности
проведение
не
менее
50
%
уроков
с
использованием
ЭО и\или ДОТ
Формы представления результатов инновационной площадки
Результаты деятельности будут представлены в форме следующих продуктов:
 модель муниципальной информационно-образовательной среды;
 современная нормативная база использования ЭО и ДОТ;
 перспективный план работы Координационного совета;
 муниципальная карта неформального повышения квалификации педагогов ;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 676-43-62

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».