География 6

Рабочая программа по географии для учащихся 5 - 6 классов
Структура программы:
Пояснительная записка;
Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки);
Содержание учебного предмета;
Тематический план;
Перечень обязательных практических работ;
Требования к уровню подготовки учащихся;
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
применительно к различным формам контроля знаний;
8. Техническое и информационное обеспечение уроков
9. Список литературы для обучающих и педагогов
10. Перечень обязательной географической номенклатуры за 5-6 класс
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5—6 классы) для
основной школы составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования,
Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной
программы по географии. В рабочей программе учтены идеи и положения
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, Программы развития и формирования универсальных
учебных действий, которые обеспечивают формирование российской
гражданской
идентичности,
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования,
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
учащихся и коммуникативных качеств личности.
Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в
соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования.
География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число
учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и
6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
Данную рабочую программу реализует следующийУМК «Сферы» для 5-6 классов:
 Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6
классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы»,2011-2012г.;
 Котляр Ольга Геннадьевна. Тетрадь- практикум. География. Планета
Земля. 5-6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012г.;

 Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6
классы. Тетрадь-тренажѐр. В 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы»,
2011-2012 г.;
 Барабанов Вадим Владимирович. География. Планета Земля. 5-6 классы.
Тетрадь- экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012 г.;
 Савельева Людмила Евгеньевна, Котляр Ольга Геннадьевна, Григорьева
Марина Александровна. География. Планета Земля. 5-6 классы.
Иллюстрированный атлас. Просвещение УМК «Сферы», 2011-2012 г.;
 Котляр Ольга Геннадьевна. География. Планета Земля. 5-6 классы.
Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012г.
География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие
компоненты как общественно-научного, так и естественно- научного знания. В
ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как
гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны
способствовать формированию общей культуры молодого поколения.
Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной
школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными,
экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает
учащимся осознатьтесную взаимосвязь естественных и общественных
дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное
образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у
учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной
жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к
условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины
мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического
пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет
сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на
современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и
рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого
развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной
организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и

экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от
географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды еѐ
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в
географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как
возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
Построение учебного курса географии осуществляется по принципу его логической
целостности, от общего к частному. Поэтому содержание примерной программы по
географии для основной школы структурировано в виде двух основных блоков: «География
Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
Согласно рабочей программе для линии УМК «География. Сферы» в 5 и 6 классах изучаются
раздел «Источники географической информации» (включая тему «Развитие географических
знаний о Земле») и раздел «Природа Земли и человек».
В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного
общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий
определѐнные географические сведения. Данная рабочая программа учитывает,
что по отношению к курсу географии курс «Окружающий мир» является
пропедевтическим.
Изучение географии в 5- 6 классах на основе материала учебника «География. Планета
Земля» призвано обеспечить:
 формирование основополагающих физико- географических знаний о природе Земли
как целостной системе, составные части которой находятся в непрерывном развитии,
о географической зональности и поясности, единстве человека и природы, о
необходимости сохранения природной среды как условия существования
человечества;
 овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими
умениями применения простых приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик компонентов природы, учета
фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за
отдельными географическими объектами, процессами и явлениями и их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
 приобретение представлений о месте географии в системе научных знаний и ее роли в
освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и
географических открытий;
 формирование экологического взгляда на географическую информацию, способности
ее рассмотрения через призму сохранения устойчивого развития географической
оболочки как единой социоприродной среды и решения проблем экологической
безопасности;

 формирование умений описывать и объяснять разнообразные физико- географические
явления, навыков применения приобретенных географических знаний и
повседневной жизни для оценки последствий своих действий по отношению к
окружающей среде, уровня безопасности окружающей среды и адаптации к
условиям проживания на конкретной территории.
Содержание начального курса географии в основной школе позволяет формировать широкий
спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать. Наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с
определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение,
классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал
и др. эти умения ведет к формированию познавательных потребностей и развитию
познавательных способностей.
Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися
основной образовательной программы основного общего образования должно быть
достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти
планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом
планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают
в процессе освоения предметного содержания.
2. Планируемые результаты обучения (требования к уровню
подготовки) географии в 5-6 классах
Личностными результатами обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм
поведения.
Важнейшие личностные результаты:
1) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
3) формирование личностных представлений о целостности природы Земли;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории,
культуре,
национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни
в пределах возрастных компетенции с учѐтом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
7) формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологического сознания на основе признания
ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
10) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического
сознания через освоение природного и культурного наследия народов
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
результаты
включают
освоенные
обучающимися
универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности,
развивать мотивы
и
интересы
своей
познавательной деятельности;
2)умение планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;

5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6)умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать
основания
и
критерии
для
классификации,
устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7)владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач;
8)смысловое чтение;
9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
10)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью; монологической контекстной
речью;
11)
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
1) первичные представления о географической науке, еѐ роли в освоении
планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной
картины мира, их необходимости для решения современных практических задач
человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся
системе, о единстве человека и природы;
3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере
своего региона) как основы географического мышления для осознания своего
места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов
для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе еѐ экологических параметров;
5) основы картографической грамотности и использования географической карты
как одного из «языков» международного общения;
6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической
информации;

7)начальные умения и навыки использования
географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки
безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

3. Содержание разделов курса географии, вошедших в учебник
«География. Планета Земля» 5-6 класс.
(по примерной программе)
Раздел 1. Источники географической информации
Развитие
географических
знаний
о
Земле.
Развитие
представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия.
Современный этап научных географических исследований. Глобус. Масштаб и его
виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная
сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения
земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности.
Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на
местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности.
Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по
плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации.
Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и
измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение
местоположения
географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы
изучения окружающей среды. Наблюдение.
Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов.
Картографический метод.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы.
Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное
распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещѐнности.
Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли,
методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав
земной коры, еѐ строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их
движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и
вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и

вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие
земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры.
Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил
Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.
Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение.
Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие
хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные
формы рельефа.
Гидросфера — водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы.
Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения
морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане.
Использование карт для определения географического положения морей и океанов,
глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в
формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их
значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы.
Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и
органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание
и режим рек. Озѐра, водохранилища, болота. Использование карт для определения
географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и
площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение
поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования
человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности,
особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные
ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на
хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с
ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения.
Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных
явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, еѐ структура. Значение атмосферы для жизни на
Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле.
Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры.
Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, еѐ влияние на погоду. Атмосферные осадки, их
виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние
атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой.
Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных
масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические
приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с
помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности,
розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения.
Решение практических задач на определение изменений температуры и давления
воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды.
Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и
правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной
среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности
жизни в экстремальных климатических условиях.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли.
Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане.
Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление
живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы.
Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.
Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли.
Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения
качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие
живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв.
Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв.
Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной
деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности
географической оболочки, взаимосвязи между еѐ составными частями.
Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая
оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия
компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных
зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ в Тетради-практикуме
совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти
учебные действия сформулированы в поурочном тематическом
планировании в
графе «Характеристика основных видов деятельности ученика» на уровне учебных
действий). В связи с этим учитель может не полностью выполнять практическую
работу, а выбрать из неѐ какой-либо фрагмент или отрабатывать соответствующие

учебные действия на ином материале. Практическая работа может выполняться
также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного мероприятия.

4. Перечень обязательных практических работ
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 12 практических работ
в тетради-практикуме:
1. Составление презентации по теме «Великие русские путешественники», (5 класс);
2. Построение профиля рельефа, (5 класс);
3. Определение на местности направлений и расстояний, (5 класс);
4. Полярная съемка местности, (5 класс);
5. Составление маршрута путешествия, (5 класс);
6. Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов, (5 класс);
7. Определение горных пород по их свойствам, (5 класс);
8. Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды, (6 класс);
9. Описание по картам вод Мирового океана, (6 класс);
10.
Комплексное описание реки, (6 класс);
11.
Обобщение данных дневника погоды, (6 класс);
12.
Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия» , (6
класс).

5. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География. Начальный курс» ученик должен:
Знать/понимать:
 значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,
 результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,
 основные источники географической информации,
 методы изучения Земли,
 географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца,
 различия между планом местности, картой, глобусом,
 современные способы создания карт,
 как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли,
произошли основные расы,
 состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в
них,
 изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,
 географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.

Уметь:
 показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической
карте
мира, карте Океанов, глобусу географические объекты,
 обозначать и надписывать их на контурной карте,
 давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,
 находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана,
СМИ, Интернета,
 приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших
географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и
его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды, влияния природы на
формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны
природных ресурсов,
 составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,
 описание образа природных объектов,
 описание природных объектов по типовому плану,
 описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим
показателям,
 определять на местности, плане, на карте растояния, направления, высоты,
географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород(в
Коллекциях),
 применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы,
 представлять результаты измерений в разной форме,
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для
ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт
различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей
местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений
за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных
параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и
субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества
окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию
необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф,
самостоятельного поиска географической информации на местности из различных
источников.
Оценивать: Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично,
универсальное значение природы

6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся применительно к различным формам контроля
знаний
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке
знаний
учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и
доказательность
в изложении материала, точность использования географической терминологии,
самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учѐт индивидуальных особенностей учащихся,
дифференцированный подход к
организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать
межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи,
творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чѐтко,
связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы;
формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при
ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и
рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник,
дополнительную
литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении
записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений
и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко
исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,
чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ,
соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный
ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочѐты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
Применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать
основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать
научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6.
Определения
понятий
неполные,
допущены
незначительные
нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя
восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала,
не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения
понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,
опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие
важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя,
допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в
области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах
поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даѐтся краткий анализ
ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для
анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
 выполнил работу без ошибок и недочетов;
 допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
 не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
 или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или
допустил:
 не более двух грубых ошибок;
 или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

 или не более двух-трех негрубых ошибок;
 или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
 или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
 допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена
 оценка "3";
 или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами,
если
учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,
предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных
ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для
учителя – М.:Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно:
подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали
необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания,
практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими
учащимися.
Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и
самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения,
не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана
при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из
приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание
основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для
самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо
подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение
работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).
Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при
самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими
инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению
этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и
полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического
материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и
хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно.
Все
географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку
своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно
и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но
правильно указаны основные географические объекты
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их
использование в
определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике
географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование
выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются
неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с
использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с
последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии
градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для
ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов,
это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания
(избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по
предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу
излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу
может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй еѐ аккуратно и правильно.
2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного
атласа.
3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой
ручкой.
4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.
5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу.
Контурная карта должна иметь чѐткое лаконичное название, соответствующее тематике
самой карты.
6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов,
расположенные в поле карты.
7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует
ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы
государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что
поможет выполнить задание более аккуратно).
5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения
составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения

надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть
расположена рядом с данным объектом.
6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут
быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают
в графе ―Условные знаки‖.
7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.
8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие
карты можно оформлять шариковой ручкой.
9.Контурная карта сдаѐтся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней
оценивается учителем.
Примечание.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не
только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения.
Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего
труда.
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!











7. Техническое и информационное обеспечение уроков
ПЕРЕЧЕНЬ ИЗДАНИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХКОМПЛЕКТОВ
«СФЕРЫ» ПО ГЕОГРАФИИДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
5-6 классы
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для
общеобразовательных учреждений.
География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к
учебнику автора А.А. Лобжанидзе.
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 5-6 класс.
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Мишняева
Е.Ю.,
Котляр
О.Г.
География.
Планета
Земля.
Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс.
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс.
География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.
География. Планета
Земля.
Методические
рекомендации, 5-6 класс.
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

8. Список литературы для обучающих и педагогов
Перечень литературы для педагогов
 Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012

 География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к
учебнику автора А.А. Лобжанидзе. М.: Просвещение,2012
 Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер, в 2
частях. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
 Мишняева
Е.Ю.,
Котляр
О.Г.
География.
Планета
Земля.
Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
 Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс.
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
М.:
Просвещение,2012
 География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс. М.: Просвещение,2012
 География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс. М.:
Просвещение,2012
 География. Планета
Земля.
Методические
рекомендации, 5-6 класс.
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение,2011
 Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9 классы. Пособие для
учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011
Дополнительная литература для учащихся:
 Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009
 Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000
 Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002
 Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007
 Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010
 Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006
 Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009
 Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010
 Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008
 Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
10. Перечень обязательной географической номенклатуры
5-6 класс

Тема ”План и карта”Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная
Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское
плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины,
Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье,
Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань,
Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий,Гекла, Джомолунгма (Эверест),
Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа,
Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия,
Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин,
Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор,
Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно- Сибирское, Карибское,
Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чѐрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское,
Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи,
Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озѐра:Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское,
Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники
Аляски, Гималаев и Кордильер.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ч в неделю в 6 классах (35 ч)
Дата
проведе
ния

Темы,
входящие
в разделы
примерной
программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий)

Домашнее
задание

ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 6 класс (35 ч) I полугодие. I четверть
Введение (1 ч)
Введение

Знакомиться с устройством барометра,
Урок 1. Введение.
Ориентирование в информационном поле
гигрометра, флюгера, осадкомера.
учебно-методического комплекта.
Измерять количественные характеристики
Повторение правил работы с учебником и
состояния атмосферы с помощью приборов и
используемыми компонентами УМК. Обучение инструментов.
приѐмам работы по ведению дневника
Начать заполнение дневника наблюдений за
наблюдений за погодой.
погодой
Ресурсы урока: учебник; атлас; контурные
карты; тетрадь-тренажѐр; тетрадь-практикум,
с. 20-21 тетрадь-экзаменатор; электронное
приложение к учебнику
Гидросфера — водная оболочка Земли (9 ч)
Вода на Земле. Урок 2. Гидросфера
Сравнивать соотношения отдельных частей
Части
гид- Понятие
«гидросфера». Объѐм гидро- гидросферы по диаграмме.
росферы.
сферы, еѐ части. Мировой круговорот воды, Выявлять
взаимосвязи
между
составными
Мировой
его
роль
в
природе.
Значение частями
гидросферы
по схеме «Круговорот
круговорот
гидросферы для Земли и человека. Ресурсы воды в природе». Объяснять значение круговорота
воды
урока: учебник, с. 82-83; атлас, с. 26-27; воды для природы Земли.
электронное приложение к учебнику
Описывать значение воды для жизни на планете.
Части Мирового Урок 3.Мировой океан.
Определять и описыватьно карте географическое
океана. Свойства Океан
и его части.
Моря,
заливы и положение, глубину, размеры
океанов,
морей,
вод
Мирового проливы. Свойства вод океанов: температура и заливов, проливов, островов.

учебник;
атлас; контурные
карты;
тетрадь-трен
ажѐр;
тетрадь-экза
менатор

учебник, с.
82-83; атлас,
с. 26-27;

: учебник, с.
84-85; атлас,
с.
26-29;
контурные

океана

солѐность поверхностных вод. Зависимость
температуры и солѐности от географической
широты и изменчивость по сезонам года.
Ресурсы урока: учебник, с. 84-85; атлас,
с.
26-29;
контурные
карты, с. 14-15 (№
1), с. 24-25 (№ 1); электронное приложение
к учебнику

Наносить на контурную карту океанов названия
заливов, проливов, окраинных и внутренних
морей.
Выявлять с помощью карт географические
закономерности
изменения температуры и
солѐности поверхностных вод Мирового океана.
Строить графики изменения температуры и
солѐности вод океанов в зависимости от широты
Определять по картам крупнейшие тѐплые и
холодные течения Мирового океана.
Сравнивать карты и выявлять зависимость
направления
поверхностных
течений
от
направления господствующих ветров.
Выполнять практические задания по картам на
определение крупнейших тѐплых и холодных
течений Мирового океана.
Обозначать и подписывать на контурной карте
холодные и тѐплые течения

карты, с.
14-15 (№
1), с. 24-25
(№ 1);

Движение
воды в Океане.
Использование
карт
для
определения
географического
положения
морей
и
океанов,
глубин, направлений морских
течений,
свойств воды

Урок 4. Движения воды в Океане
Ветровые волны, цунами. Океанические
течения. Приливы и отливы. Вертикальные
движения вод.
Практическая работа по описанию вод
Мирового океана на основе анализа карт.
Ресурсы урока: учебник, с. 86-87, атлас, с.
26-29; контурные карты, с. 14-15 (№ 2, 5);
практическая работа «Описание по картам
вод Мирового океана»; электронное приложение к учебнику

Реки Земли —
их общие черты
и
различия.
Речная система.
Питание
и
режим рек

Урок 5. Реки
Части реки. Речная система, бассейн реки,
водораздел. Равнинные и горные реки.
Источники питания и режим рек. Ресурсы
урока: учебник, с. 88-91; атлас, с. 8-11, с.
26-27, с. 30-31; контурные карты, с, 14-15
(№3),
с.
24-25
(№2);
электронное
приложение к учебнику

Определять и показывать по карте истоки,
устья, притоки рек, водосборные бассейны,
водоразделы.
Обозначать и подписывать на контурной
карте крупнейшие реки мира. Составлять
характеристику
равнинной
(горной)
реки
по плану на основе анализа карт

Урок 6. Озѐра и болота
Озѐра, их разнообразие. Водохранилища.
Болота.
Ресурсы урока: учебник, с. 92-93; атлас, с.
8-11, с. 30-31; контурные карты, с. 14-15

Определять
по
карте
географическое
положение и размеры крупнейших озѐр,
водохранилищ и заболоченных территорий
мира.
Подписывать
на
контурной
карте

учебник, с.
88-91; атлас, с. 8-11,
с. 26-27, с.
30-31; контурные
карты, с,
14-15 (№3),
с. 24-25
(№2);
учебник, с.
92-93; атлас, с. 8-11,
с. 30-31;
контурные
карты, с.

Озѐра,
водохранилища
, болота

учебник, с.
86-87, атлас,
с. 26-29;
контурные
карты, с.
14-15 (№ 2,
5);

(№ 4); электронное приложение к учебнику

Происхожден
ие и виды
подземных
вод, возможности
их
использовани
я человеком.
Ледники—гла
вные аккумуляторы
пресной воды
на
Земле.
Покровные и
горные
ледники,
многолетняя
мерзлота.

Урок 7. Подземные воды
Образование подземных вод. Грунтовые и
межпластовые воды. Источники Термальные и минеральные воды. Значение и
охрана подземных вод.
Ресурсы урока: Учебник, с. 94-95электронное приложение к учебнику
Урок 8 Ледники и многолетняя мерзлота
Горные и покровные ледники. Айсберги.
Многолетняя мерзлота: распространение,
воздействие на хозяйство.
Оледенения.
Ресурсы урока: Учебник, с. 96-97; Атлас, с.
8-9, с. 26-27; Электронное приложение к
учебнику

Человек
и
гидросфера.
Проблемы,
связанные с
ограниченными
запасами
пресной воды
на Земле, и
пути
их
решения

Урок 9. Человек и гидросфера
Объѐмы потребления пресной воды. Пути
решения
водных
проблем.
Источники
загрязнения
гидросферы,
меры
по
сохранению качества вод.
Практическая работа «Описание реки своей
местности»
Ресурсы
урока:
Учебник,
с.
98-99;
Электронное приложение к учебнику

крупнейшие озѐра и водохранилища мира.
14-15 (№ 4);
Составлять и анализировать схему различия
озѐр по происхождению котловин
Анализировать
модели
(иллюстрации)
Учебник, с.
94-95
«Подземные воды», Артезианские воды».
Находить дополнительную информацию (в
Интернете, других источниках) о значении,
разных видов подземных вод и минеральных
источников для человека
Решать
познавательные
задачи
по
выявлению
закономерностей
распространения ледников и мерзлоты.
Описывать географическое положение областей
оледенения. Находить
информацию
и
готовить сообщение (презентацию) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях
многолетней мерзлоты

Учебник, с.
96-97; Атлас,
с. 8-9, с.
26-27;

Находить информацию и готовить сообщение
(презентацию) о редких и исчезающих
обитателях Мирового океана; об особо
охраняемых акваториях и других объектах
гидросферы;
о наводнениях
и способах
борьбы с ними

Учебник, с.
98-99

II четверть
Урок 10. Обобщающий урок по теме Предлагается несколько вариантов проведения
обобщающего урока;
«Гидросфера — водная оболочка Земли»

Учебник, с.
82-100;

Ресурсы урока: Учебник, с. 82-100; Атлас, с.
8-9, 26-31; Электронное приложение к
учебнику

—
подготовленное
обсуждение
Проблем,
предлагаемых в рубрике «Подведѐм итоги».
Учебник, с. 100;
— выполнение вариантов контрольной работы
Атмосфера - воздушная оболочка Земли (10 ч)
Состав
Составлять и анализировать схему «Значение
Урок 11. Атмосфера
атмосферы,
Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы для Земли».
ее структура. атмосферы
(тропосфера,
стратосфера, Объяснять значение атмосферы.
Значение
верхние слои атмосферы, ионосфера). Находить дополнительную информацию (в
атмосферы на Значение атмосферы.
Интернете, других источниках) о роли газов
Земле
Ресурсы урока: Учебник, с, 102-103; атмосферы
для
природных
процессов.
для жизни
Атлас, с. 32; Электронное приложение к Высказывать
мнение
об
утверждении:
учебнику
«Тропосфера — «кухня погоды
Нагревание
Вычерчивать и анализировать графики
Урок 12. Температура воздуха
атмосферы,
Практическая работа «Наблюдения за изменения температуры в течение суток на
температура,
погодой и ведение дневника погоды».
основе данных дневников наблюдений погоды.
распределение
Ресурсы урока: Учебник, с.
104-105; Вычислять средние суточные температуры и
тепла на Земле. Атлас,
с.
32-35; Электронное при- амплитуду температур.
Построение
ложение к учебнику.
Решать задачи на определение средней
графиков.
месячной температуры.

Влага
в
атмосфере.
Облачность и
еѐ влияние на
погоду.
Построение
графиков.
Атмосферные
осадки,
их
виды, условия
образования.

Атлас, с.
8-9, 26-31;

Учебник, с,
102-103;
Атлас, с.
32;

Учебник,
с.
104-105;
Атлас, с.
32-35;

Урок 13. Влажность воздуха. Облака
Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и
относительная влажность. Туман. Облака,
облачность. Виды облаков.
Ресурсы урока: Учебник, с. 106-107;
Атлас, с. 32-33; Электронное приложение
к учебнику

Измерять относительную влажность воздуха с
помощью гигрометра.
Решать задачи по расчѐту абсолютной и
относительной влажности на основе имеющихся
данных.
Наблюдать за облаками, составлять их
описание по облику, определять облачность

Учебник, с.
106-107;
Атлас, с.
32-33;

Урок 14. Атмосферные осадки
Образование осадков, неравномерность
распределения на Земле. Диаграммы
годового распределения осадков. Способы

Анализировать и строить по имеющимся
данным диаграммы распределения годовых
осадков по месяцам.
Решать задачи по расчѐту годового количества

Учебник, с.
108-109;
Атлас, с.
32-33, 35;

Распределени
е влаги на
поверхности
Земли

отображения осадков на картах.
Ресурсы урока: Учебник, с. 108-109; Атлас,
с. 32-33, 35; Электронное приложение к
учебнику

осадков на основе имеющихся данных.
Определять способы отображения видов осадков
и их количества на картах погоды и
климатических картах

Атмосферное
давление.
Изменение
атмосферного
давления
с
высотой

Урок 15. Атмосферное давление
Понятие «атмосферное давление». Измерение атмосферного давления: барометр,
единицы измерения.
Ресурсы урока: Учебник, с. 110; Атлас, с.
32-33; Электронное приложение к учебнику

Измерять
атмосферное
давление с помощью Учебник, с.
110; Атлас,
барометра.
Решать задачи по расчѐту величины давления на с. 32-33;
разной высоте.
Объяснять
причину
различий
в
величине
атмосферного
давления .

Ветры.
Направление и
сила
ветра.
Роза
ветров.
Постоянные
ветры Земли.
Построение
розы ветров

Урок
16.Ветер
Ветры:
образование,
характеристики (направление, скорость,
сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные,
суточные ветры. Значение ветров. Ветряной
двигатель
Практическая работа по вычерчиванию
розы ветров.
Ресурсы урока: Учебник, с. 111-113; Атлас,
с. 33; Электронное приложение к учебнику
Погода.
Урок 17. Погода.
Элементы
Погода и еѐ элементы. Причины изменения
погоды,
погоды. Прогнозы погоды, синоптические
метеорологичес карты. Получение информации для прогноза
кие приборы и погоды.
инструменты. Ч Ресурсы урока: Учебник, с. 114-115; Атлас,
Прогнозы по- с. 32-33; Электронное приложение к
годы
учебнику

Определять направление и скорость ветра с Учебник, с.
111-113;
помощью флюгера (анемометра).
Атлас, с. 33;
Определять направление ветров по картам.
Строить розу ветров на основе имеющихся
данных (в том числе дневника наблюдений
погоды). Объяснять различия в скорости и силе
ветра, причины изменения направления ветров

Определять с помощью метеорологических
приборов показатели элементов погоды.
Характеризовать
текущую
погоду.
Устанавливать взаимосвязи между элементами
погоды на конкретных примерах.
Овладевать чтением карты погоды, описывать
по карте погоды количественные и качественные
показатели состояния атмосферы. Описывать
погоду
II полугодие. III четверть

Учебник, с.
114-115;
Атлас, с.
32-33;

Климат и
климатические
пояса

Урок 18. Климат
Понятие о климате и его показателях.
Изображение климатических показателей на
картах и климатограммах. Климатические
пояса Земли. Климатообразующие факторы.
Ресурсы урока: Учебник, с. 116-117; Атлас, с.
32-35; Электронное приложение к учебнику.

Человек и
атмосфера.
Стихийные
явления в
атмосфере, их
характеристика
и правила
обеспечения
личной
безопасности.

Урок 19.Оптические явления в атмосфере.
Человек и атмосфера
Явления в атмосфере, связанные с
отражением
солнечного
света
и
с
электричеством (полярное сияние, молния).
Опасные явления в атмосфере, связанные с
осадками,
ветрами.
Антропогенные
воздействия на атмосферу.
Ресурсы урока: Учебник, с. 118-121; Атлас,
с. 32-35; 2,3), с. 23 (№5), с. 24(№ 6);
Электронное приложение к учебнику
Урок20. Обобщающий урок по теме
«Атмосфера — воздушная оболочка
Земли»
Ресурсы урока: Учебник, с. 101-122; Атлас, с.
32-35; Электронное приложение к учебнику

Сравнивать показатели, применяемые для
характеристики погоды и климата.
Получать
информацию
о
климатических
показателях на основе анализа климатограмм.
Овладевать
чтением
климатических карт,
Сопоставлять карты поясов освещѐнности и
климатических поясов, делать выводы.

Находить дополнительную информацию (в
Интернете, других источниках) об оптических и
неблагоприятных атмосферных явлениях, а также
о правилах поведения, обеспечивающих личную
безопасность человека.
Составлять таблицу (схему) «Положительные и
отрицательные примеры воздействия человека на
атмосферу»

Предлагается
несколько вариантов проведения
обобщающего урока
по теме «Атмосфера —
воздушная оболочка Земли» (по выбору учителя):
—
подготовленное
обсуждение
проблем,
предлагаемых в рубрике «Подведѐм итоги»,
Учебник, с. 122;
— выполнение вариантов контрольной работы
Биосфера — оболочка жизни (5 ч)
Биосфера
Сопоставлять границы
биосферы с границами
Урок 21. Биосфера
Земли. Разнооб- Понятие «биосфера». В.И. Вернадский - других оболочек Земли.
разие
создатель учения о биосфере Границы Обосновывать проведение
границ биосферы.
растительного
современной биосферы
Разнообразие Описывать сферу
распространения живых
и
животного органического
мира
Земли. организмов.
мира
Земли. Распространение
живых организмов в Объяснять
причины
неравномерного
Границы
биосфере. Соотношение растений
и распространения живых организмов в биосфере.
биосферы
животных на суше ив Мировом океане.
Ресурсы урока:
Учебник, с
124-124,

Учебник, с.
116-117;
Атлас, с.
32-35;

Учебник, с.
118-121;
Атлас, с.
32-35; 2,3),
с. 23 (№5),
с. 24(№ 6);

Учебник, с.
101-122;
Атлас, с.
32-35;

:
Учебник, с
124-124,
атлас, с.
36-39;

атлас, с. 36-39; электронное приложение к
уроку.
Особенности
Урок 22. Жизнь в Океане и на суше
распространения Факторы воздействия на распространение
живых
живых организмов в океане и на суше.
организмов на Группы морских организмов по условиям
суше
и
в обитания (нектон, планктон, бентос).
Мировом океане Воздействие
температурного
режима,
количества осадков, рельефа.
Ресурсы урока: Учебник, с. 126-127;
Атлас, с. 36-39; Электронное приложение к
учебнику
Биологический
Урок 23. Значение биосферы
круговорот.
Роль отдельных групп организмов в
Роль биосферы
биосфере. Биологический круговорот, его
значение. Взаимодействие биосферы с
другими оболочками Земли. Влияние живых
организмов на земную кору, атмосферу,
гидросферу, человека.
Ресурсы урока: Учебник, с. 128-129; Атлас,
с. 36-39; Электронное приложение к
учебнику
Биосфера
Урок 24. Человек — часть биосферы
Земли
Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека.
Расовый
состав
населения.
Внешние
признаки людей различных рас. Роль
биосферы в жизни человека.
Ресурсы урока: Учебник, с. 130-131; Атлас,
с. 42-47; Электронное приложение к
учебнику
Влияние
человека на
биосферу.
Охрана

Урок 25. Экологические проблемы в
биосфере. Обобщение по теме «Биосфера
— оболочка жизни»
Экологические кризисы в истории развития

Сравнивать
приспособителъные
особенности
отдельных групп организмов к среде обитания.
Выявлять причины изменения растительного и
животного мира от экватора к полюсам и от
подножий гор к
вершинам
на
основе
анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей

Учебник, с.
126-127;
Атлас, с.
36-39;

Анализировать
схему
биологического
круговорота и выявлять роль разных групп
организмов в переносе веществ.
Составлять (дополнять) схему биологического
круговорота веществ.
Обосновывать
конкретными
примерами
участие живых организмов в преобразовании
земных оболочек

Учебник, с.
128-129;
Атлас, с.
36-39

Различать по иллюстрациям и описаниям
представителей различных рас.
Анализировать диаграммы с целью получения
данных о расовом составе населения мира
(региона, страны).
Устанавливать соответствие на основе анализа
карт
между
народами
и
их
расовой
принадлежностью, распространением рас и
размещением населения на планете.
Объяснять роль биосферы в жизни человека
Проводить наблюдения за растительностью и
животным
миром
своей
местности
для
определения качества окружающей среды.
Описывать меры, направленные на охрану

Учебник, с.
130-131;
Атлас, с.
42-47;

Учебник, с.
132-134;
Атлас, с.
36-39,

растительного
и животного
мира Земли.
Наблюдения за
растительност
ью и животным миром

человечества. Современные экологические
проблемы и охрана биосферы. Охраняемые
природные
территории.
Всемирное
природное
наследие.
Ресурсы
урока:
Учебник, с. 132-134; Атлас, с. 36-39, 42-47;
Электронное приложение к учебнику

Строение,
свойства,
закономерност
ь
географическо
й
оболочки,
взаимосвязи
между
еѐ
составными
частями.

Урок. 26. Географическая оболочка
Понятие
«географическая
оболочка».
Строение, границы, этапы формирования
оболочки.
Свойства
географической
оболочки:
целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность.
Ресурсы урока: Учебник, С. 136-137; Атлас,
с. 36-39; Электронное приложение к
учебнику

Территориальн
ые комплексы:
природные,
природно-антро
погенные

Урок 27. Природные комплексы
Компоненты
природного
комплекса,
их
взаимодействие.
Размеры
природных
комплексов. Природные зоны как крупнейшие
зональные комплексы. Высотные пояса.
Природно-антропогенные и антропогенные
комплексы
Ресурсы урока: Учебник, с. 138-139; атлас, с.
34-37; Контурные карты, 18-19 (№ 1-2);
Электронное приложение к учебнику

Почва
как
особое природное
образование.

биосферы.
Предлагается несколько вариантов проведения
обобщения по теме «Биосфера — оболочка
жизни» (по выбору учителя);
—
подготовленное
обсуждение
проблем,
предлагаемых в рубрике «Подведѐм итоги*,
Учебник, с. 134;
—выполнение вариантов контрольной работы
Приводить примеры взаимодействия внешних
оболочек Земли в пределах географической
оболочки и проявлений широтной зональности.
Выявлять
на
конкретных
примерах
причинно-следственные
связи
процессов,
протекающих в географической оболочке.
Анализировать тематические карты для
доказательства
существования
широтной
зональности

Анализировать схемы
для
выявления
причинно-следственных
взаимосвязей
между
компонентами в природном
комплексе.
Наносить на контурную карту границы
природных
зон
и
их
качественные
характеристики. Выявлять наиболее и наименее
изменѐнные человеком территории Земли на
основе
анализа
разных
источников
географической информации.
Находить информацию (в Интернете и других
источниках).
Выявлять причины разной степени плодородия
Урок 28. Почва
Почва как особое природное образование. используемых человеком почв.
Состав и строение почв. Плодородие почв. Сравнивать
по
иллюстрациям
(моделям)
Распространѐнные зональные типы почв. строение
профиля
подзолистой почвы и

42-47;

Учебник, С.
136-137;
Атлас, с.
36-39;

Учебник, с.
138-139;
атлас, с.
34-37;
Контурные
карты,
18-19 (№
1-2);

Учебник, с.
140-141;
Атлас, с.
40-41,
36-37;

Состав
почв,
взаимодействие
живого
и
неживого
в
почве.
Плодородие
почв.

Охрана почв, мелиорация.
Ресурсы урока: Учебник, с. 140-141; Атлас,
с. 40-41, 36-37; Электронное приложение к
учебнику

чернозѐма. Сопоставлять карты почв и природных зон, устанавливать соответствие между
основными типами почв и природными зонами.
Наблюдать
образцы
почв
своей
местности, выявлять их свойства

IV четверть
Природные
Определять
по
картам
географическое
Урок 29.Ледяные пустыни и тундры
зоны
Земли. Арктические и антарктические пустыни, положение природных зон, показывать и
Особенности
тундры: географическое положение, климат, описывать их.
взаимодействия растительный и животный мир.
Устанавливать соответствие между природной
компонентов
Ресурсы урока: Учебник, с. 142-143; Атлас, с. зоной и основными представителями
еѐ
природы
и 36-37, 40-41; Электронное приложение к растительного и животного мира.
хозяйственной
учебнику
Находить информацию (в Интернете и других
деятельности в
источниках), подготавливать
и
обсуждать
разных
сообщения об адаптации органического мира и
природных
человека к условиям природной зоны, о
зонах
хозяйственной деятельности людей в природной
зоне
Природные
Определять по картам географическое положение
Урок 30. Леса.
зоны
Зоны тайги, смешанных и широколиственных природных зон, показывать их. Узнавать
Земли.
лесов,
муссонных
лесов
и
влажных природные зоны на иллюстрациях, описывать их
Особенности
экваториальных
лесов:
географическое облик. Устанавливать соответствие между
взаимодействия
положение,
особенности
климата, природной
зоной
и
представителями
еѐ
компонентов
растительного и животного
растительного и животного мира. Находить
природы
мира.
информацию (в Интернете и других источниках),
Ресурсы урока: Учебник, с. 144-147; Атлас, с. подготавливать и обсуждать сообщения об
36-37, 40-41; Электронное приложение к адаптации человека к условиям природной зоны, о
учебнику
хозяйственной деятельности людей
Природные
Урок 31. Степи и саванны. Засушливые Определять по картам географическое положение
зоны
Земли. области планеты
природных зон, показывать их.
Особенности
Зоны тайги, смешанных и широколиственных Узнавать природные зоны на иллюстрациях,
взаимодействия лесов,
муссонных
лесов
и
влажных описывать их облик. Устанавливать соответствие
компонентов
экваториальных
лесов:
географическое между природной зоной и основными предприроды
положение, особенности климата, растительного ставителями еѐ растительного и животного мира.
и животного мира.
Находить информацию (в Интернете и других

: Учебник, с.
142-143;
Атлас, с.
36-37, 40-41;

Учебник, с.
144-147;
Атлас, с.
36-37, 40-41;

Учебник,
с. 148-151;
Атлас, с.
36-37, 40-41;

Ресурсы урока: Учебник,
Атлас,
с.
36-37,
40-41;
приложение к учебнику

источниках),
подготавливать
и
обсуждать
сообщения об адаптации человека к условиям
природной зоны, о хозяйственной деятельности
людей
Определять
по
картам
районы
Урок 32. Природные комплексы Мираспространения
представителей
рового океана.
Широтные
зоны
Мирового
океана. органического мира океанов.
Вертикальные зоны океанов.
Анализировать
тематические
карты
и
Ресурсы урока: Учебник, с. 152-153; находить доказательства существования
в
Атлас, с. 26-29, 38-39; Электронное Мировом
океане широтной зональности.
приложение к учебнику
Объяснять
причины
неравномерного
распространения
живых
организмов в
Мировом океане.
Находить информацию (в Интернете и других
источниках) о значении органического мира
Мирового океана для человека
Памятники
природного и
культурного
наследия человечества

с.
148-151;
Электронное

Урок 33. Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие
Всемирное наследие. Угрозы сохранению
объектов наследия. География объектов
Всемирного наследия. Природное наследие
и сохранение биологического разнообразия.
Культурное наследие.
Ресурсы урока: Учебник, с. 154-157;
Атлас, с. 48-49; Контурные карты, с. 24-25
(№ 5), практическая работа «Создание
информационного
буклета
«Объект
всемирного наследия»»

Анализировать
тематические
карты,
отражающие
размещение
объектов
природного
и
культурного
наследия
человечества. Обозначать на контурной карте
объекты природного и культурного наследия.
Находить информацию (в Интернете и других
источниках) и готовить презентацию об
объекте всемирного природного (культурного)
наследия и о его значении для человечества

Урок 34. Обобщающий урок по теме

Предлагается несколько проведения

Учебник, с.
152-153;
Атлас, с.
26-29,
38-39;

Учебник, с.
154-157;
Атлас, с.
48-49;
Контурные
карты, с.
24-25 (№ 5),

„Географическая оболочка — самый
крупный природный комплекс»
Ресурсы урока: Учебник, с. 135-Атлас, с.
36-43, 48-49; Электронное приложение к
учебнику

обобщающего
урока
теме
«Географическая
оболочка
самый
крупный природный комплекс»:
—
подготовленное
обсуждение
проблем,
предлагаемых в рубрике «Подведѐм итоги»,
Учебник, с. 158;
— выполнение вариантов контрольной работы,
предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 78-83

Оставшийся резерв времени (1 ч) учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для
выполнения творческих работ, перечень которых приведѐн в Тетради-экзаменаторе с.84-95

Учебник, с.
135-Атлас,
с. 36-43,
48-49;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 676-43-62

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».