Планируемые результаты освоения курса астрономии в 10 классе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики
на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
•
использование для познания окружающего мира различных
естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование;
•
формирование умений различать факты, гипотезы, причины,
следствия, доказательства, законы, теории;
•
овладение адекватными способами решения теоретических и
экспериментальных задач;
•
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных
фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
•
владение монологической и диалогической речью, развитие
способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное
мнение;
•
использование для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
•
владение навыками контроля и оценки своей деятельности,
умением предвидеть возможные результаты своих действий:
•
организация учебной деятельности: постановка цели,
планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия,
астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение
небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение,
виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика,
космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии
и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор,
метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на
Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их
систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец,
скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние,
состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны,
фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий,
блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий,
физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная
1
величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость,
световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная
активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной
системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея,
Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье,
Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела,
Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь: •использовать карту звездного неба для нахождения
координат светила;
•выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной
системы;
•приводитьпримерыпрактическогоиспользованияастрономическихзнани
йо небесных телах и их системах;
•решать задачи на применение изученных астрономических законов;
•осуществлять самостоятельный поиск информации
естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее
обработку и представление в разных формах;
•владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного
саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и
профессионально-трудового выбора.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала
при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса астрономии в целом.
Содержание учебного предмета.
I. Введение в астрономию (2часа)
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в
астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии).
II. Практические основы астрономии (7 часов)
Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида
звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная
система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации
светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная
система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение
Солнца и вид звездного неба). Практическая работа №1 «Определение
горизонтальных небесных координат». Способы определения географической
широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения,
суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением,
зенитным расстоянием и географической широтой). Практическая работа
№2 «Определение экваториальных небесных координат». Основы измерения
времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени,
понятие о летосчислении).
III. Строение солнечной системы (5 часов)
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет,
конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения
2
планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в
древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира,
становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы
движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение
Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения,
открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Практическая
работа №3 «Решение задач по теме Конфигурация планет». Определение
расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение
расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение
размеров тел Солнечной системы). Практическая работа №4 «Решение задач
по теме Движение небесных тел под действием сил тяготения».
IV. Природа тел Солнечной системы (8 часов)
Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические
условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной
группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Практическая
работа №5 «Составление сравнительных характеристик планет земной
группы». Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения,
спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях
планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические
характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет,
вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).
Контрольная работа №1 «Природа тел Солнечной системы».
V. Солнце и звезды (8 часов)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса,
светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический
состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная
корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение
Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения
Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной
энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное
излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение
расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные
величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и
тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых
скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и
химический состав, светимости, радиусы,
массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками
звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость",
вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды
(оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из
наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Практическая
работа №6 «Решение задач по теме Характеристики звезд». Физические
переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические
переменные звезды, новые и сверхновые). Контрольная работа №2 «Солнце
3
и звезды».
VI. Строение и эволюция Вселенной (4 часа)
Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности,
межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики,
вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие
галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и
масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер
галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная
структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей
Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и
эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд).
Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы,
основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические
гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и
разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных
цивилизаций). Контрольная работа №3 «Строение и эволюция Вселенной».
Учебно-тематический план
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование темы
Введение в астрономию
Практические основы астрономии
Строение Солнечной системы
Природа тел Солнечной системы
Солнце и звезды
Строение и эволюция Вселенной
ВСЕГО
Всего часов
Практическая часть
примерная
программа
рабочая
практических
программа работ
контрольных
работ
1
6
5
7
6
5
30+4(наблюде
ния)
2
7
5
8
8
4
34
1
1
1
3
2
2
1
1
6
Данная рабочая программа имеет небольшие различия с примерной
рабочей программой. Примерная рабочая программа ориентирована на
изучение астрономии на практике, выезды в обсерваторию, наблюдение за
звездами в темное время суток и т. п. Изучение астрономии в данном курсе
производится без внеурочной работы по наблюдению, поэтому увеличены
доли учебного времени, отводимого на изучение этих вопросов теоретически.
Сокращен раздел «Строение и эволюция Вселенной», больше часов выделено
на изучение природы тел Солнечной системы.
4
№
урок
а
Тематическое планирование (астрономия 10)
Номер Название изучаемого раздела Тема урока
Компонент Дата
урока в
учебника
теме
1
Введение в астрономию
Глава 1
1
1
Предмет астрономии
§1
2
2
Наблюдения – основа астрономии
§2
2
Практические основы астрономии
Глава 2
3
1
Звезды и созвездия
§3
4
2
§4
5
3
6
4
7
5
Небесные координаты и звездные карты.
Практическая работа №1 «Определение
горизонтальных небесных координат»
Видимое движение звезд на различных
географических широтах
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.
Практическая работа №2 «Определение
экваториальных небесных координат»
Движение и фазы Луны
8
6
Затмения Солнца и Луны
§8
9
7
Время и календарь
§9
3
Строение Солнечной Системы
Глава 3
10
1
Развитие представления о строении мира
§10
11
2
Конфигурация планет. Синодический период
§11
12
3
§12
13
4
14
5
4
Законы движения планет Солнечной системы.
Практическая работа №3 «Решение задач по теме
Конфигурация планет»
Определение расстояний и размеров тел в
Солнечной системе
Движение небесных тел под действием сил
тяготения. Практическая работа №4 «Решение
задач по теме Движение небесных тел под
действием сил тяготения»
Природа тел Солнечной системы
15
1
Общие характеристики планет
§15
16
2
§16
17
3
Солнечная система как комплекс тел, имеющих
общее происхождение
Система Земля – Луна. Земля
18
4
Луна
§17.2
§5
§6
§7
§13
§14
Глава 4
§17.1
5
19
5
20
6
Планеты земной группы. Практическая работа №5 §18.1-18.3
«Составление сравнительных характеристик планет
земной группы»
Марс
§18.4
21
7
Далекие планеты
§19
22
8
Малые тела солнечной системы. Контрольная
работа №1 «Природа тел Солнечной системы»
Солнце и звезды
§20
5
23
1
24
2
25
3
26
4
27
5
28
Глава 5
Энергия и температура Солнца. Состав и строение §21.1-21.2
Солнца
Атмосфера Солнца. Солнечная активность
§21.3-21.4
§22.1-22.2
6
Расстояния до звѐзд. Характеристики изучения
звѐзд.
Спектры, цвет и температура звѐзд. Диаграмма
«Спектр-светимость»
Двойные звезды. Определение массы звѐзд.
Практическая работа №6 «Решение задач по теме
Характеристики звезд»
Размеры звезд. Плотность вещества. Модели звѐзд
29
7
Переменные и нестационарные звезды
§24.1
30
8
§24.2
6
Новые и сверхновые звезды. Контрольная работа
№2 «Солнце и звезды»
Строение и эволюция Вселенной
31
1
Наша Галактика
§25
32
2
Другие звездные системы – галактики
§26
33
3
Основы современной космологии
§27
34
4
Жизнь и разум во Вселенной. Контрольная работа §28
№3 «Строение и эволюция Вселенной»
§22.3-22.4
§23.1
§23.2-23.3
Глава 6
6