Планируемые результаты освоения курса астрономии в 10 классе. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: Познавательная деятельность: • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Информационно-коммуникативная деятельность: • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Рефлексивная деятельность: • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. Результаты обучения В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро; определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная 1 величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы; смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна; должны уметь: •использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; •выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; •приводитьпримерыпрактическогоиспользованияастрономическихзнани йо небесных телах и их системах; •решать задачи на применение изученных астрономических законов; •осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах; •владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора. Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса астрономии в целом. Содержание учебного предмета. I. Введение в астрономию (2часа) Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). II. Практические основы астрономии (7 часов) Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Практическая работа №1 «Определение горизонтальных небесных координат». Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Практическая работа №2 «Определение экваториальных небесных координат». Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении). III. Строение солнечной системы (5 часов) Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения 2 планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Практическая работа №3 «Решение задач по теме Конфигурация планет». Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы). Практическая работа №4 «Решение задач по теме Движение небесных тел под действием сил тяготения». IV. Природа тел Солнечной системы (8 часов) Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Практическая работа №5 «Составление сравнительных характеристик планет земной группы». Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Контрольная работа №1 «Природа тел Солнечной системы». V. Солнце и звезды (8 часов) Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Практическая работа №6 «Решение задач по теме Характеристики звезд». Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). Контрольная работа №2 «Солнце 3 и звезды». VI. Строение и эволюция Вселенной (4 часа) Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций). Контрольная работа №3 «Строение и эволюция Вселенной». Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование темы Введение в астрономию Практические основы астрономии Строение Солнечной системы Природа тел Солнечной системы Солнце и звезды Строение и эволюция Вселенной ВСЕГО Всего часов Практическая часть примерная программа рабочая практических программа работ контрольных работ 1 6 5 7 6 5 30+4(наблюде ния) 2 7 5 8 8 4 34 1 1 1 3 2 2 1 1 6 Данная рабочая программа имеет небольшие различия с примерной рабочей программой. Примерная рабочая программа ориентирована на изучение астрономии на практике, выезды в обсерваторию, наблюдение за звездами в темное время суток и т. п. Изучение астрономии в данном курсе производится без внеурочной работы по наблюдению, поэтому увеличены доли учебного времени, отводимого на изучение этих вопросов теоретически. Сокращен раздел «Строение и эволюция Вселенной», больше часов выделено на изучение природы тел Солнечной системы. 4 № урок а Тематическое планирование (астрономия 10) Номер Название изучаемого раздела Тема урока Компонент Дата урока в учебника теме 1 Введение в астрономию Глава 1 1 1 Предмет астрономии §1 2 2 Наблюдения – основа астрономии §2 2 Практические основы астрономии Глава 2 3 1 Звезды и созвездия §3 4 2 §4 5 3 6 4 7 5 Небесные координаты и звездные карты. Практическая работа №1 «Определение горизонтальных небесных координат» Видимое движение звезд на различных географических широтах Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Практическая работа №2 «Определение экваториальных небесных координат» Движение и фазы Луны 8 6 Затмения Солнца и Луны §8 9 7 Время и календарь §9 3 Строение Солнечной Системы Глава 3 10 1 Развитие представления о строении мира §10 11 2 Конфигурация планет. Синодический период §11 12 3 §12 13 4 14 5 4 Законы движения планет Солнечной системы. Практическая работа №3 «Решение задач по теме Конфигурация планет» Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе Движение небесных тел под действием сил тяготения. Практическая работа №4 «Решение задач по теме Движение небесных тел под действием сил тяготения» Природа тел Солнечной системы 15 1 Общие характеристики планет §15 16 2 §16 17 3 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение Система Земля – Луна. Земля 18 4 Луна §17.2 §5 §6 §7 §13 §14 Глава 4 §17.1 5 19 5 20 6 Планеты земной группы. Практическая работа №5 §18.1-18.3 «Составление сравнительных характеристик планет земной группы» Марс §18.4 21 7 Далекие планеты §19 22 8 Малые тела солнечной системы. Контрольная работа №1 «Природа тел Солнечной системы» Солнце и звезды §20 5 23 1 24 2 25 3 26 4 27 5 28 Глава 5 Энергия и температура Солнца. Состав и строение §21.1-21.2 Солнца Атмосфера Солнца. Солнечная активность §21.3-21.4 §22.1-22.2 6 Расстояния до звѐзд. Характеристики изучения звѐзд. Спектры, цвет и температура звѐзд. Диаграмма «Спектр-светимость» Двойные звезды. Определение массы звѐзд. Практическая работа №6 «Решение задач по теме Характеристики звезд» Размеры звезд. Плотность вещества. Модели звѐзд 29 7 Переменные и нестационарные звезды §24.1 30 8 §24.2 6 Новые и сверхновые звезды. Контрольная работа №2 «Солнце и звезды» Строение и эволюция Вселенной 31 1 Наша Галактика §25 32 2 Другие звездные системы – галактики §26 33 3 Основы современной космологии §27 34 4 Жизнь и разум во Вселенной. Контрольная работа §28 №3 «Строение и эволюция Вселенной» §22.3-22.4 §23.1 §23.2-23.3 Глава 6 6