Физика 7-9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Администрация муниципального образования «Хасавюртовский район»

МКОУ "Могилевская СОШ им. Н.У. Азизова"

РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей математики и физики
____________Алсултанов В.М.
Протокол №1от

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

____________Арзамулова Р.И.

Маталова Р.М.

Протокол №1

Приказ №110

от "26" 0 8 . 2 0 2 2 г.

от "27" 08.2022г.

"26" 08. 2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ID 2399819)
Учебного предмета
«ФИЗИКА»

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

(для 7-9 классов образовательных организаций)

село Могилевское 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы направлено на формирование естественнонаучной грамотности учащихся и
организацию изучения физики на деятельностной основе. В ней учитываются возможности предмета
в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам
обучения, а также межпредметные связи естественнонаучных учебных предметов на уровне
основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку
физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией
и физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной вклад в
естественнонаучную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного
метода познания, т.е. способа получения достоверных знаний о мире. Наконец, физика — это
предмет, который наряду с другими естественнонаучными предметами должен дать школьникам
представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия
нового знания.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в
формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся,
которые в дальнейшем будут заняты в самых разно образных сферах деятельности. Но не менее
важной задачей является выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения
образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области естественнонаучных
исследований и создании новых технологий. Согласно принятому в международном сообществе
определению, «Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и
его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Научно грамотный человек стремится
участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и
технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
— научно объяснять явления,
— оценивать и понимать особенности научного исследования,
— интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование естественнонаучной
грамотности обучающихся.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции
преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы, утверждѐнной решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК-4вн.
Цели изучения физики:
— приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы,
развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
— развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского
отношения к окружающим явлениям;

— формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и
фундаментальных законов физики;
— формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники
и технологий;
— развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности,
связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей на уровне основного общего образования обеспечивается решением
следующих задач:
— приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых,
электрических, магнитных и квантовых явлениях;
— приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием
полученных знаний;
— освоение методов решения простейших расчѐтных задач с использованием физических
моделей, творческих и практикоориентированных задач;
— развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и
экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
— освоение приѐмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о
современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации;
— знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и
современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного
общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в
объѐме 238 ч за три года обучения по 2 ч в неделю в 7 и 8 классах и по 3 ч в неделю в 9 классе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Раздел 1. Физика и еѐ роль в познании окружающего мира
Физика — наука о природе, изучает физические явления: механические, тепловые, электрические,
магнитные, световые, звуковые.
Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Погрешность
измерений. Международная система единиц.
Как физика и другие естественные науки изучают природу. Естественнонаучный метод познания:
наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез,
объяснение наблюдаемого явления. Описание физических явлений с помощью моделей.
Демонстрации
1. Механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления.
2. Физические приборы и процедура прямых измерений аналоговым и цифровым прибором.
Лабораторные работы и опыты
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2. Измерение расстояний.
3. Измерение объѐма жидкости и твѐрдого тела.
4. Определение размеров малых тел.
5. Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры.
6. Проведение исследования по проверке гипотезы: дальность полѐта шарика, пущенного
горизонтально, тем больше, чем больше высота пуска.
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты, доказывающие дискретное строение
вещества. Опыты, доказывающие дискретное строение вещества.
Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское
движение, диффузия. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание.
Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твѐрдых (кристаллических) тел.
Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомномолекулярным
строением. Особенности агрегатных состояний воды. Взаимосвязь между свойствами веществ в
разных агрегатных состояниях и их атомномолекулярным строением. Особенности агрегатных
состояний воды. Особенности агрегатных состояний воды.
Демонстрации
1. Наблюдение броуновского движения.
2. Наблюдение диффузии.
3. Наблюдение явлений, объясняющихся притяжением или отталкиванием частиц веществ.
Лабораторные работы и опыты
1. Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий).
2. Опыты по наблюдению теплового расширения газов.
3. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
Раздел 3. Движение и взаимодействии
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость при
неравномерном движении. Расчѐт пути и времени движения. Равномерное и неравномерное дви‐
жение. Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчѐт пути и времени движения.

Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения
тел. Масса как мера инертности тела. Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в
единице объѐма вещества.
Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с
помощью динамометра. Явление тяготения и сила тяжести. Сила тяжести на других планетах (МС).
Вес тела. Невесомость. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила
трения. Трение скольжения и трение покоя. Трение в природе и технике (МС).
Демонстрации
1. Наблюдение механического движения тела.
2. Измерение скорости прямолинейного движения.
3. Наблюдение явления инерции.
4. Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел.
5. Сравнение масс по взаимодействию тел.
6. Сложение сил, направленных по одной прямой.
Лабораторные работы и опыты
1. Определение скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели электрического
автомобиля и т. п.).
2. Определение средней скорости скольжения бруска или шарика по наклонной плоскости.
3. Определение плотности твѐрдого тела.
4. Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (деформации) пружины от приложенной
силы.
5. Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и характера
соприкасающихся поверхностей.
Раздел 4. Давление твѐрдых тел, жидкостей и газов
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Зависимость давления газа
от объѐма, температуры. Передача давления твѐрдыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля.
Пневматические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Гидростатический парадокс.
Сообщающиеся сосуды. Гидравлические механизмы.
Атмосфера Земли и атмосферное давление. Причины существования воздушной оболочки Земли.
Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. Зависимость атмосферного давления от
высоты над уровнем моря. Приборы для измерения атмосферного давления.
Действие жидкости и газа на погружѐнное в них тело. Выталкивающая (архимедова) сила. Закон
Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации
1. Зависимость давления газа от температуры.
2. Передача давления жидкостью и газом.
3. Сообщающиеся сосуды.
4. Гидравлический пресс.
5. Проявление действия атмосферного давления.
6. Зависимость выталкивающей силы от объѐма погружѐнной части тела и плотности жидкости.
7. Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидкости.
8. Условие плавания тел: плавание или погружение тел в зависимости от соотношения плотностей
тела и жидкости.
Лабораторные работы и опыты
1. Исследование зависимости веса тела в воде от объѐма погружѐнной в жидкость части тела.

2. Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружѐнное в жидкость.
3. Проверка независимости выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от массы тела.
4. Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости,
от объѐма погружѐнной в жидкость части тела и от плотности жидкости.
5. Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение еѐ грузоподъѐмности.
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость. Правило равновесия рычага. Применение
правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. КПД простых механизмов.
Простые механизмы в быту и технике.
Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Превращение одного вида
механической энергии в другой. Закон сохранения энергии в механике.
Демонстрации
Примеры простых механизмов
Лабораторные работы и опыты
1. Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной
поверхности.
2. Исследование условий равновесия рычага.
3. Измерение КПД наклонной плоскости.
4. Изучение закона сохранения механической энергии.
8 КЛАСС
Раздел 1. Тепловые явления
Модели твѐрдого, жидкого и газообразного состояний вещества. Кристаллические и аморфные тела.
Объяснение свойств газов, жидкостей и твѐрдых тел на основе положений молекулярно-кинетической
теории. Смачивание и капиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие.
Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения частиц.
Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы.
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.
Количество теплоты. Удельная теплоѐмкость вещества. Теплообмен и тепловое равновесие.
Уравнение теплового баланса. Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная
теплота плавления. Парообразование и конденсация. Испарение (МС). Кипение. Удельная теплота
парообразования. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления. Влажность воздуха.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и защита
окружающей среды (МС). Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах (МС).
Демонстрации
1. Наблюдение броуновского движения
2. Наблюдение диффузии
3. Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений
4. Наблюдение теплового расширения тел
5. Изменение давления газа при изменении объѐма и нагревании или охлаждении
6. Правила измерения температуры
7. Виды теплопередачи
8. Охлаждение при совершении работы

9. Нагревание при совершении работы внешними силами
10. Сравнение теплоѐмкостей различных веществ
11. Наблюдение кипения
12 .Наблюдение постоянства температуры при плавлении
13. Модели тепловых двигателей
Лабораторные работы и опыты
1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения
2. Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара
3. Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твѐрдых тел
4. Определение давления воздуха в баллоне шприца
5. Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его объѐма и нагревания или
охлаждения
6. Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической трубке
от температуры
7. Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних
сил
8. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды
9. Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым
металлическим цилиндром
10. Определение удельной теплоѐмкости вещества
11. Исследование процесса испарения
12. Определение относительной влажности воздуха
13. Определение удельной теплоты плавления льда
Раздел 2. Электрические и магнитные явления
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона
(зависимость силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и расстояния между телами).
Электрическое поле. Напряжѐнность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических
полей (на качественном уровне).
Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд. Строение атома. Проводники
и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда.
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока.
Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток в жидкостях
и газах.
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Сопротивление проводника. Удельное
сопротивление вещества. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение
проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля— Ленца. Электрические цепи и потребители
электрической энергии в быту. Короткое замыкание.
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле
Земли и его значение для жизни на Земле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока.
Применение электромагнитов в технике. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока. Использование электродвигателей в технических устройствах и
на транспорте.
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электрогенератор. Способы
получения электрической энергии. Электростанции на возобновляемых источниках энергии.

Демонстрации
1. Электризация тел
2. Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел
3. Устройство и действие электроскопа
4. Электростатическая индукция
5. Закон сохранения электрических зарядов
6. Проводники и диэлектрики
7. Моделирование силовых линий электрического поля
8. Источники постоянного тока
9. Действия электрического тока
10. Электрический ток в жидкости
11. Газовый разряд
12. Измерение силы тока амперметром
13. Измерение электрического напряжения вольтметром
14. Реостат и магазин сопротивлений
15. Взаимодействие постоянных магнитов
16. Моделирование невозможности разделения полюсов магнита
17. Моделирование магнитных полей постоянных магнитов
18. Опыт Эрстеда
19. Магнитное поле тока. Электромагнит
20. Действие магнитного поля на проводник с током
21 Электродвигатель постоянного тока
22. Исследование явления электромагнитной индукции
23. Опыты Фарадея
24. Зависимость направления индукционного тока от условий его возникновения
25. Электрогенератор постоянного тока
Лабораторные работы и опыты
1. Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении
2. Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики
3. Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока
4. Измерение и регулирование силы тока
5. Измерение и регулирование напряжения
6. Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и
напряжения на резисторе
7. Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления проводника от его длины,
площади поперечного сечения и материала
8. Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов
9. Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов
10. Определение работы электрического тока, идущего через резистор
11. Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе
12. Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку, от напряжения на ней
13. Определение КПД нагревателя
14. Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов
15. Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и разделении
16. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку

17. Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и магнита от
силы тока и направления тока в катушке
18. Изучение действия магнитного поля на проводник с током
19. Конструирование и изучение работы электродвигателя
20. Измерение КПД электродвигательной установки
21. Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений
значения и направления индукционного тока.
9 КЛАСС
Раздел 1. Механические явления
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчѐта. Относительность механического
движения. Равномерное прямолинейное движение. Неравномерное прямолинейное движение.
Средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении.
Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение. Опыты Галилея.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Линейная и угловая скорости.
Центростремительное ускорение.
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип суперпозиции
сил.
Сила упругости. Закон Гука. Сила трения: сила трения скольжения, сила трения покоя, другие виды
трения.
Сила тяжести и закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения. Движение планет
вокруг Солнца (МС). Первая космическая скорость. Невесомость и перегрузки.
Равновесие материальной точки. Абсолютно твѐрдое тело. Равновесие твѐрдого тела с закреплѐнной
осью вращения. Момент силы. Центр тяжести.
Импульс тела. Изменение импульса. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное
движение (МС).
Механическая работа и мощность. Работа сил тяжести, упругости, трения Связь энергии и работы
Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли. Потенциальная энергия сжатой
пружины. Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии. Закон сохранения механической
энергии.
Демонстрации
1. Наблюдение механического движения тела относительно разных тел отсчѐта
2. Сравнение путей и траекторий движения одного и того же тела относительно разных тел отсчѐта
3. Измерение скорости и ускорения прямолинейного движения
4. Исследование признаков равноускоренного движения
5. Наблюдение движения тела по окружности
6. Наблюдение механических явлений, происходящих в системе отсчѐта «Тележка» при еѐ
равномерном и ускоренном движении относительно кабинета физики
7. Зависимость ускорения тела от массы тела и действующей на него силы
8. Наблюдение равенства сил при взаимодействии тел
9. Изменение веса тела при ускоренном движении
10.Передача импульса при взаимодействии тел
11.Преобразования энергии при взаимодействии тел
12.Сохранение импульса при неупругом взаимодействии
13.Сохранение импульса при абсолютно упругом взаимодействии
14.Наблюдение реактивного движения

15. Сохранение механической энергии при свободном падении
16. Сохранение механической энергии при движении тела под действием пружины

Лабораторные работы и опыты
1. Конструирование тракта для разгона и дальнейшего равномерного движения шарика или
тележки
2. Определение средней скорости скольжения бруска или движения шарика по наклонной
плоскости
3. Определение ускорения тела при равноускоренном движении по наклонной плоскости
4. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной
скорости
5. Проверка гипотезы: если при равноускоренном движении без начальной скорости пути относятся
как ряд нечѐтных чисел, то соответствующие промежутки времени одинаковы
6. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления
7. Определение коэффициента трения скольжения
8. Определение жѐсткости пружины
9. Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной
поверхности
10.Определение работы силы упругости при подъѐме груза с использованием неподвижного и
подвижного блоков
11.Изучение закона сохранения энергии
Раздел 2. Механические колебания и волны
Колебательное движение. Основные характеристики колебаний: период, частота, амплитуда.
Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при колебательном движении.
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства
механических волн. Про дольные и поперечные волны. Длина волны и скорость еѐ распространения.
Механические волны в твѐрдом теле, сейсмические волны (МС).
Звук. Громкость звука и высота тона. Отражение звука. Инфразвук и ультразвук.
Демонстрации
1. Наблюдение колебаний тел под действием силы тяжести и силы упругости
2. Наблюдение колебаний груза на нити и на пружине
3. Наблюдение вынужденных колебаний и резонанса
4. Распространение продольных и поперечных волн (на модели)
5. Наблюдение зависимости высоты звука от частоты
6. Акустический резонанс
Лабораторные работы и опыты
1. Определение частоты и периода колебаний математического маятника
2. Определение частоты и периода колебаний пружинного маятника
3. Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к нити груза от длины нити
4. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза
5. Проверка независимости периода колебаний груза, подвешенного к нити, от массы груза
6. Опыты, демонстрирующие зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза
и жѐсткости пружины
7. Измерение ускорения свободного падения
Раздел 3. Электромагнитное поле и электромагнитные волны

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн Шкала
электромагнитных волн. Использование электромагнитных волн для сотовой связи.
Электромагнитная природа света. Скорость света. Волновые свойства света.
Демонстрации
1. Свойства электромагнитных волн
2. Волновые свойства света
Лабораторные работы и опыты
1. Изучение свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона
Раздел 4. Световые явления
Лучевая модель света. Источники света. Прямолинейное распространение света. Затмения Солнца и
Луны. Отражение света. Плоское зеркало. Закон отражения света.
Преломление света. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение света. Использование
полного внутреннего отражения в оптических световодах.
Линза. Ход лучей в линзе. Оптическая система фотоаппарата, микроскопа и телескопа (МС). Глаз
как оптическая система. Близорукость и дальнозоркость.
Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложение спектральных цветов. Дисперсия
света.
Демонстрации
1. Прямолинейное распространение света.
2. Отражение света.
3. Получение изображений в плоском, вогнутом и выпуклом зеркалах.
4. Преломление света.
5. Оптический световод.
6. Ход лучей в собирающей линзе.
7. Ход лучей в рассеивающей линзе.
8. Получение изображений с помощью линз.
9. Принцип действия фотоаппарата, микроскопа и телескопа.
10.Модель глаза.
11. Разложение белого света в спектр.
12. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты
1. Исследование зависимости угла отражения светового луча от угла падения.
2. Изучение характеристик изображения предмета в плоском зеркале.
3. Исследование зависимости угла преломления светового луча от угла падения на границе «воздух
—стекло».
4. Получение изображений с помощью собирающей линзы
5. Определение фокусного расстояния и оптической силы со бирающей линзы.
6. Опыты по разложению белого света в спектр.
7. Опыты по восприятию цвета предметов при их наблюдении через цветовые фильтры.
Раздел 5. Квантовые явления
Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель атома Бора. Испускание и поглощение
света атомом. Кванты. Линейчатые спектры.
Радиоактивность. Альфа, бета и гаммаизлучения. Строение атомного ядра. Нуклонная модель

атомного ядра. Изотопы.
Радиоактивные превращения. Период полураспада атомных ядер.
Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел. Энергия связи атомных ядер.
Связь массы и энергии. Реакции синтеза и деления ядер. Источники энергии Солнца и звѐзд (МС).
Ядерная энергетика. Действия радиоактивных излучений на живые организмы (МС).
Демонстрации
1. Спектры излучения и поглощения.
2. Спектры различных газов.
3. Спектр водорода.
4. Наблюдение треков в камере Вильсона.
5. Работа счѐтчика ионизирующих излучений.
6. Регистрация излучения природных минералов и продук тов.
Лабораторные работы и опыты
1. Наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения.
2. Исследование треков: измерение энергии частицы по тор мозному пути (по фотографиям).
3. Измерение радиоактивного фона.
Повторительно-обобщающий модуль
Повторительно-обобщающий модуль предназначен для систематизации и обобщения предметного
содержания и опыта деятельности, приобретѐнного при изучении всего курса физики, а также для
подготовки к Основному государственному экзамену по физике для обучающихся, выбравших этот
учебный предмет.
При изучении данного модуля реализуются и систематизируются виды деятельности, на основе
которых обеспечивается достижение предметных и метапредметных планируемых результатов
обучения, формируется естественно-научная грамотность: освоение научных методов исследования
явлений природы и техники, овладение умениями объяснять физические явления, применяя
полученные знания, решать задачи, в том числе качественные и экспериментальные.
Принципиально деятельностный характер данного раздела реализуется за счѐт того, что учащиеся
выполняют задания, в которых им предлагается:
— на основе полученных знаний распознавать и научно объяснять физические явления в
окружающей природе и повседневной жизни;
— использовать научные методы исследования физических явлений, в том числе для проверки
гипотез и получения теоретических выводов;
— объяснять научные основы наиболее важных достижений современных технологий,
например, практического использования различных источников энергии на основе закона пре‐
вращения и сохранения всех известных видов энергии.
Каждая из тем данного раздела включает экспериментальное исследование обобщающего
характера. Раздел завершается проведением диагностической и оценочной работы за курс основной
школы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Физика» на уровне основного общего образования должно
обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
— проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
— ценностное отношение к достижениям российских учѐных физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
— готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических проблем,
связанных с практическим применением достижений физики;
— осознание важности морально-этических принципов в деятельности учѐного.
Эстетическое воспитание:
— восприятие эстетических качеств физической науки: еѐ гармоничного построения, строгости,
точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
— осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы
развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
— развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире,
важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым
оборудованием в домашних условиях;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у
другого человека.
Трудовое воспитание:
— активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
— интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.
Экологическое воспитание:
— ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической
направленности, открытость опыту и знаниям других;
— повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;

— потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы о физических объектах и явлениях;
— осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
— планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
— стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том
числе с использованием физических знаний;
— оценка своих действий с учѐтом влияния на окружающую среду, возможных глобальных
последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
относящихся к физическим явлениям;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать
гипотезы о взаимосвязях физических величин;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких
вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учѐтом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический
эксперимент, небольшое исследование физического явления;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
или эксперимента;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения, опыта, исследования;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных с учѐтом предложенной учебной физической задачи;
— анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.

Универсальные коммуникативные действия
Общение:
— в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать
вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
— публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента,
исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной физической проблемы;
— принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по еѐ достижению:
распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения
нескольких людей;
— выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
— выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических
знаний;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с
учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретѐнному опыту;
— вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования
или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:

— ставить себя на место другого человека в ходе спора или дис куссии на научную тему,
понимать мотивы, намерения и логику другого.
Принятие себя и других:
— признавать своѐ право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на
научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся
умений:
— использовать понятия: физические и химические явления; наблюдение, эксперимент, модель,
гипотеза; единицы физических величин; атом, молекула, агрегатные состояния вещества
(твѐрдое, жидкое, газообразное); механическое движение (равномерное, неравномерное,
прямолинейное), траектория, равнодействующая сил, деформация (упругая, пластическая),
невесомость, сообщающиеся сосуды;
— различать явления (диффузия; тепловое движение частиц вещества; равномерное движение;
неравномерное движение; инерция; взаимодействие тел; равновесие твѐрдых тел с закреплѐнной
осью вращения; передача давления твѐрдыми телами, жидкостями и газами; атмосферное
давление; плавание тел; превращения механической энергии) по описанию их характерных
свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
— распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе
физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой
природе; действие силы трения в природе и технике; влияние атмосферного давления на живой
организм; плавание рыб; рычаги в теле человека; при этом переводить практическую задачу в
учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
— описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины
(масса, объѐм, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упругости, сила
тяжести, вес тела, сила трения, давление (твѐрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая сила,
механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия
механизмов, кинетическая и потенциальная энергия); при описании правильно трактовать физи‐
ческий смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики
изученных зависимостей физических величин;
— характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила сложения
сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия
рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии; при этом
давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
— объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте
ситуаций практикоориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить
объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений,
физических закона или закономерности;
— решать расчѐтные задачи в 1—2 действия, используя законы и формулы, связывающие
физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, под‐

ставлять физические величины в формулы и проводить расчѐты, находить справочные данные,
необходимые для решения задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;
— распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; в описании
исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и интерпретировать
полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;
— проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел:
формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудова‐
ния, записывать ход опыта и формулировать выводы;
— выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объѐма, силы и температуры
с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания приборов с учѐтом
заданной абсолютной погрешности измерений;
— проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от времени
движения тела; силы трения скольжения от веса тела, качества обработки поверхностей тел и
независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы упругости от удлинения
пружины; выталкивающей силы от объѐма погружѐнной части тела и от плотности жидкости, еѐ
независимости от плотности тела, от глубины, на которую погружено тело; условий плавания
тел, условий равновесия рычага и блоков); участвовать в планировании учебного исследования,
собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать
результаты полученной зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и
графиков, делать выводы по результатам исследования;
— проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и
твѐрдого тела; сила трения скольжения; давление воздуха; выталкивающая сила, действующая на
погружѐнное в жидкость тело; коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя
предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку
и вычислять значение искомой величины;
— соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
— указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр,
динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок, на‐
клонная плоскость;
— характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой
на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода, гидравлический пресс,
манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя знания о свойствах физических
явлений и необходимые физические законы и закономерности;
— приводить примеры / находить информацию о примерах практического использования
физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
— осуществлять отбор источников информации в сети Интернет в соответствии с заданным
поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путѐм сравнения различных источников
выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического

содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приѐмами кон‐
спектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
— создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2—3 источников
информации физического содержания, в том числе публично делать краткие сообщения о
результатах проектов или учебных исследований; при этом грамотно использовать изученный
понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
— при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе в
соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное
взаимодействие, учитывая мнение окружающих.
8 КЛАСС
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся
умений:
— использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул,
агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасы‐
щенный пар, влажность воздуха; температура, внутренняя энергия, тепловой двигатель;
элементарный электрический заряд, электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянный
электрический ток, магнитное поле;
— различать явления (тепловое расширение/сжатие, теплопередача, тепловое равновесие,
смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация
(отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); электризация
тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие
магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция) по опи‐
санию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое
явление;
— распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе
физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе,
кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоѐмов, морские бризы, образование
росы, тумана, инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов;
магнитное поле Земли, дрейф полю сов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное си‐
яние; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные
свойства/признаки физических явлений;
— описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины
(температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоѐмкость вещества,
удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия тепловой машины, относительная влажность воздуха,
электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника, удельное
сопротивление вещества, работа и мощность электрического тока); при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических
величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,
строить графики изученных зависимостей физических величин;
— характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные
положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, принцип суперпозиции полей

(на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля Ленца, закон сохранения энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать
его математическое выражение;
— объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяс‐
нение из 1 - 2 логических шагов с опорой на 1 - 2 изученных свойства физических явлений,
физических законов или закономерностей; решать расчѐтные задачи в 2 - 3 действия, используя
законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы
и формулы, необходимые для еѐ решения, проводить расчѐты и сравнивать полученное значение
физической величины с известными данными;
— распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя
описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка
проведения исследования, делать выводы;
— проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел
(капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объѐма, температуры; скорости про‐
цесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/поглощающей поверхности;
скорость испарения воды от температуры жидкости и площади еѐ поверхности; электризация тел
и взаимодействие электрических зарядов; взаимодействие постоянных магнитов, визуализация
магнитных полей постоянных магнитов; действия магнитного поля на проводник с током,
свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока): формулировать
проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать
ход опыта и формулировать выводы;
— выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы тока,
напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин; сравнивать
результаты измерений с учѐтом заданной абсолютной погрешности;
— проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины,
площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока,
идущего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и па‐
раллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку и
выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной
зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
— проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоѐмкость вещества,
сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока): планировать измерения,
собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять
значение величины;
— соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
— характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой
на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр,
вольтметр, счѐтчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные
электроприборы (примеры), электрические предохранители; электромагнит, электродвигатель
постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые
физические закономерности;

— распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и
схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель
внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять схемы электрических цепей с
последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения
элементов электрических цепей;
— приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования
физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с прибо‐
рами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде;
— осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, на основе
имеющихся знаний и путѐм сравнения дополнительных источников выделять информацию,
которая является противоречивой или может быть недостоверной;
— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического
содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приѐмами
конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
— создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из
нескольких источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты
проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный
понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
— при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять
обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана
действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;
выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.
9 КЛАСС
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся
умений:
— использовать понятия: система отсчѐта, материальная точка, траектория, относительность
механического движения, деформация (упругая, пластическая), трение, центростремительное
ускорение, невесомость и перегрузки; центр тяжести; абсолютно твѐрдое тело, центр тяжести
твѐрдого тела, равновесие; механические колебания и волны, звук, инфразвук и ультразвук;
электромагнитные волны, шкала электромагнитных волн, свет, близорукость и дальнозоркость,
спектры испускания и поглощения; альфа, бета и гамма-излучения, изотопы, ядерная энергетика;
— различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение,
равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное движение по
окружности, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение (затухающие и
вынужденные колебания), резонанс, волновое движение, отражение звука, прямолинейное
распространение, отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света,
разложение белого света в спектр и сложение спектральных цветов, дисперсия света,
естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения) по описанию их
характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
— распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе
физические явления в природе: приливы и отливы, движение планет Солнечной системы,

реактивное движение живых организмов, восприятие звуков животными, землетрясение,
сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел, оптические явления в природе, биологическое
действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновского излучений; естественный
радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов;
действие радиоактивных излучений на организм человека), при этом переводить практическую
задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;
— описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины
(средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение, перемещение,
путь, угловая скорость, сила трения, сила упругости, сила тяжести, ускорение свободного
падения, вес тела, импульс тела, импульс силы, механическая работа и мощность, потенциальная
энергия тела, поднятого над поверхностью земли, потенциальная энергия сжатой пружины,
кинетическая энергия, полная механическая энергия, период и частота колебаний, длина волны,
громкость звука и высота тона, скорость света, показатель преломления среды); при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы
физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
— характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон сохранения
энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип относительности
Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света,
законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях; при этом давать
словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
— объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяс‐
нение из 2—3 логических шагов с опорой на 2—3 изученных свойства физических явлений,
физических законов или закономерностей;
— решать расчѐтные задачи (опирающиеся на систему из 2— 3 уравнений), используя законы и
формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать
краткое условие, выявлять недостающие или избыточные данные, выбирать законы и формулы,
необходимые для решения, проводить расчѐты и оценивать реалистичность полученного
значения физической величины;
— распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя
описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка
проведения исследования, делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
— проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (изучение
второго закона Ньютона, закона сохранения энергии; зависимость периода колебаний
пружинного маятника от массы груза и жѐсткости пружины и независимость от амплитуды
малых колебаний; прямолинейное распространение света, разложение белого света в
спектр; изучение свойств изображения в плоском зеркале и свойств изображения предмета в
собирающей линзе; наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения): самостоятельно
собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход опыта и его
результаты, формулировать выводы;
— проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение
измеряемой величины (фокусное расстояние собирающей линзы); обосновывать выбор способа
измерения/измерительного прибора;

— проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых
измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной ско‐
рости; периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимости угла
отражения света от угла падения и угла преломления от угла падения): планировать исследо‐
вание, самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости
физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
— проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и ускорение тела при
равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жѐсткость пружины, коэффициент
трения скольжения, механическая работа и мощность, частота и период колебаний
математического и пружинного маятников, оптическая сила собирающей линзы, радиоактивный
фон): планировать измерения; собирать экспериментальную установку и выполнять измерения,
следуя предложенной инструкции; вычислять значение величины и анализировать полученные
результаты с учѐтом заданной погрешности измерений;
— соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
— различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
абсолютно твѐрдое тело, точечный источник света, луч, тонкая линза, планетарная модель атома,
нуклонная модель атомного ядра;
— характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой
на их описания (в том числе: спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения, ракета,
эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды, спектроскоп, дозиметр, камера
Вильсона), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические
закономерности;
— использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств,
измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно-практических задач;
оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе;
— приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования
физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с прибо‐
рами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде;
— осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, самостоятельно
формулируя поисковый запрос, находить пути определения достоверности полученной
информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников;
— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического
содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приѐмами
конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
— создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из
нескольких источников физического содержания, публично представлять результаты проектной
или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный понятийный
аппарат изучаемого раздела физики и сопровождать выступление презентацией с учѐтом
особенностей аудитории сверстников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Физика и еѐ роль в познании окружающего мира
1.1.

Физика — наука о природе

1

1.2.

Физические величины

1

1.3

Естественно- научный метод познания

2

Итого по разделу

РЭШ, Учи.ру.
РЭШ, Учи.ру.
1

РЭШ, Учи.ру.

1

РЭШ, Учи.ру.

4

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества
2.1.

Строение вещества

2

2.2.

Движение и взаимодействие частиц вещества

2

2.3.

Агрегатные состояния вещества

2

Итого по разделу

РЭШ, Учи.ру.
РЭШ, Учи.ру.

6

Раздел 3. Движение и взаимодействие тел
3.1.

Механическое движение

3

3.2.

Инерция, масса, плотность

6

3.3.

Сила. Виды сил

14

Итого по разделу

РЭШ, Учи.ру.
3

РЭШ, Учи.ру.

2

РЭШ, Учи.ру.

23

Раздел 4. Давление твѐрдых тел, жидкостей и газов
4.1.

Давление. Передача давления твѐрдыми телами, жидкостями и газами

3

4.2.

Давление жидкости

5

4.3.

Атмосферное давление

6

4.4.

Действие жидкости и газа на погружѐнное в них тело

7

Итого по разделу

РЭШ, Учи.ру.
1

РЭШ, Учи.ру.
РЭШ, Учи.ру.

1

РЭШ, Учи.ру.

21

Раздел 5. Работа и мощность. Энергия
5.1.

Работа и мощность

3

5.2.

Простые механизмы

5

5.3.

Механическая энергия

4

Итого по разделу:

12

РЭШ, Учи.ру.
2

РЭШ, Учи.ру.
РЭШ, Учи.ру.

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7

8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Тепловые явления
1.1.

Строение и свойства вещества

7

1.2.

Тепловые процессы

21

Итого по разделу

28

Раздел 2. Электрические и магнитные явления
2.1.

Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие

7

2.2.

Постоянный электрический ток

20

2.3.

Магнитные явления

6

2.4.

Электромагнитная индукция

4

Итого по разделу

37

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

Раздел 1. Механические явления
1.1.

Механическое движение и способы его описания

10

1.2.

Взаимодействие тел

20

1.3.

Законы сохранения

10

Итого по разделу

40

Раздел 2. Механические колебания и волны
2.1.

Механические колебания

7

2.2.

Механические волны. Звук

8

контрольные
работы

практические
работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Итого по разделу

15

Раздел 3. Электромагнитное поле и электромагнитные волны
3.1.

Электромагнитное поле и электромагнитные волны

Итого по разделу

6
6

Раздел 4. Световые явления
4.1.

Законы распространения света

6

4.2.

Линзы и оптические приборы

6

4.3.

Разложение белого света в спектр

3

Итого по разделу

15

Раздел 5. Квантовые явления
5.1.

Испускание и поглощение света атомом

4

5.2.

Строение атомного ядра

6

5.3.

Ядерные реакции

7

Итого по разделу

17

Раздел 6. Повторительно-обобщающий модуль
6.1.

Систематизация и обобщение предметного содержания и опыта деятельности, приобретѐнного при изучении
всего курса физики

9

Итого по разделу

9

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

1.

2.

3.

4.

Тема урока

всего контрольные
работы
Что изучает физика.
Некоторые физические
термины. Наблюдения и
опыты.
Физические величины.
Измерение физических
величин. Точность и
погрешность измерений.
Лабораторная работа № 1
«Определение цены деления
измерительного прибора».
Физика и техника.

7.

Строение вещества.
Молекулы. Броуновское
движение.
Лабораторная работа № 2
«Определение размеров
малых тел».
Движение молекул.

8.

Взаимодействие молекул.

5.

6.

14.

Агрегатные состояния
вещества. Свойства газов,
жидкостей и твердых тел.
Зачет по теме
«Первоначальные сведения о
строении вещества».
Механическое движение.
Равномерное и
неравномерное движение.
Скорость. Единицы
скорости.
Расчет пути и времени
движения.
Инерция.

15.

Взаимодействие тел.

9.

10.

11.

12.
13.

Количество часов

1

1

1

1
1

1

1
1
1

1

1

1
1
1
1

18.

Масса тела. Единицы массы. 1
Измерение массы тела на
весах.
Лабораторная работа № 3
1
«Измерение массы тела на
рычажных весах»
Плотность вещества.
1

19.

Лабораторная работа № 4

16.

17.

1

практические
работы

Виды, формы
контроля

20.
21.

22.

23.
24.

25.
26.

27.

28.

29.
30.

31.

32.

33.
34.
35.
36.
37.

«Измерение объема тела».
Лабораторная работа № 5
«Определение плотности
твердого тела»
Расчет массы и объема тела
по его плотности.
Решение задач по темам
«Механическое движение»,
«Масса», «Плотность
вещества»
Контрольная работа по
темам «Механическое
движение», «Масса»,
«Плотность вещества».
Сила.

1
1

1

1

Явление тяготения. Сила
1
тяжести. Сила тяжести на
других планетах.
Сила упругости. Закон Гука. 1
Вес тела. Единицы силы.
Связь между силой тяжести
и массой тела.
Динамометр. Лабораторная
работа № 6 «Градуирование
пружины и измерение сил
динамометром».
Сложение двух сил,
направленных по одной
прямой. Равнодействующая
сил.
Сила трения. Трение покоя.

1

1

1

1

Трение в природе и технике. 1
ЛР № 7 «Измерение силы
трения с помощью
динамометра».
Решение задач по темам
1
«Силы», «Равнодействующая
сил».
1
Контрольная работа по
темам «Вес тела»,
«Графическое изображение
сил», «Силы»,
«Равнодействующая сил».
Зачет по теме
1
«Взаимодействие тел».
Давление. Единицы давления 1
Способы уменьшения и
увеличения давления
Давление газа

1
1

Передача давления
1
жидкостями и газами. Закон
Паскаля

38.

39.

40.
41.
42.
43.
44.
45.

46.
47.

48.
49.
50.

51.

52.
53.
54.
55.

Давление в жидкости и газе. 1
Расчет давления жидкости на
дно и стенки сосуда
Решение задач. «Давление в 1
жидкости и газе. Закон
Паскаля».
Сообщающиеся сосуды.
1
Вес воздуха. Атмосферное
давление
Измерение атмосферного
давления. Опыт Торричелли.
Действие жидкости и газа на
погруженное в них тело.
Закон Архимеда
ЛР № 8 «Определение
выталкивающей силы,
действующей на
погруженное в жидкость
тело».
Плавание тел.
Решение задач по темам
«Архимедова сила»,
«Условия плавания тел»
ЛР № 9 «Выяснение условий
плавания тела в жидкости»
Плавание судов.
Воздухоплавание
Решение задач по темам
«Архимедова сила»,
«Плавание тел», «Плавание
судов. Воздухоплавание».
Зачет по теме «Давление
твердых тел, жидкостей и
газов».
Механическая работа.
Единицы работы.
Мощность. Единицы
мощности.
Простые механизмы. Рычаг.
Равновесие сил на рычаге.
Момент силы.

59.

Рычаги в технике, быту и
природе. ЛР №10
«Выяснение условия
равновесия рычага».
Блоки. «Золотое правило»
механики.
Решение задач по теме
«Условия равновесия
рычага».
Центр тяжести тела

60.

Условия равновесия тел.

56.

57.
58.

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1

1
1

67.

Коэффициент полезного
действия механизмов.
ЛР № 11 «Определение КПД
при подъеме тела по
наклонной плоскости».
Энергия. Потенциальная и
кинетическая энергия.
Превращение одного вида
механической энергии в
другой.
Зачет по теме «Работа.
Мощность, энергия».
Первоначальные сведения о
строении вещества
Взаимодействия тел Давление
твердых тел, жидкостей и
газов
Работа и мощность. Энергия

68.

Подведение итогов

61.

62.
63.

64.
65.
66.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1
1

1
1
1

1
1
68

4

8 КЛАСС
№
п/п

1.

2.
3.
4.
5.

6.
7.

8.

9.

Тема урока

Количество часов
всего контрольные
работы

Тепловое движение.
Температура. Внутренняя
энергия.
Способы изменения
внутренней энергии.
Виды теплопередачи.
Теплопроводность.
Конвекция. Излучение.
Количество теплоты.
Единицы количества
теплоты.
Удельная теплоемкость.
Расчет количества теплоты,
необходимого для
нагревания тела или
выделяемого им при
охлаждении.
ЛР № 1 «Сравнение
количеств теплоты при
смешивании воды разной
температуры».
ЛР № 2 «Измерение
удельной теплоемкости
твердого тела»

1

1
1
1
1

1
1

1

1

практические
работы

Виды, формы
контроля

10.
11.

12.
13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.
22.

23.
24.

25.

Энергия топлива. Удельная
теплота сгорания.
Закон сохранения и
превращения энергии в
механических и тепловых
процессах.
Контрольная работа по теме
«Тепловые явления»
Агрегатные состояния
вещества. Плавление и
отвердевание.
График плавления и
отвердевания
кристаллических тел.
Удельная теплота плавления.
Решение задач по теме
«Нагревание тел. Плавление
и кристаллизация».
«Нагревание и плавление
тел».
Испарение. Насыщенный и
ненасыщенный пар.
Конденсация. Поглощение
энергии при испарении
жидкости и выделение ее при
конденсации пара.
Кипение. Удельная теплота
парообразования и
конденсации.
Решение задач на расчет
удельной теплоты
парообразования, количества
теплоты, отданного
(полученного) телом при
конденсации
(парообразовании).
Влажность воздуха.
Способы определения
влажности воздуха. ЛР № 3
«Измерение влажности
воздуха».
Работа газа и пара при
расширении. Двигатель
внутреннего сгорания.
Паровая турбина. КПД
теплового двигателя.
Контрольная работа по теме
«Агрегатные состояния
вещества».
Зачет по теме «Тепловые
явления».
Электризация тел при
соприкосновении.
Взаимодействие заряженных
тел.
Электроскоп. Электрическое
поле.

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

26.

27.
28.

29.

30.
31.

32.
33.

34.
35.

36.

37.
38.

39.

40.

41.

42.
43.
44.

Делимость электрического
заряда. Электрон. Строение
атома.
Объяснение электрических
явлений.
Проводники,
полупроводники и
непроводники электричества.
Электрический ток.
Источники электрического
тока.
Электрическая цепь и ее
составные части.
Электрический ток в
металлах. Действия
электрического тока.
Направление электрического
тока.
Сила тока. Единицы силы
тока.
Амперметр. Измерение силы
тока. Лаб. работа № 4
«Сборка электрич. цепи и
измерение силы тока в ее
различных участках».
Электрическое напряжение.
Единицы напряжения.
Вольтметр. Измерение
напряжения. Зависимость
силы тока от напряжения.
Электрическое
сопротивление проводников.
Единицы сопротивления. ЛР
№ 5 «Измерение напряжения
на различных участках
электрической цепи».
Закон Ома для участка цепи.
Расчет сопротивления
проводника. Удельное
сопротивление.
Примеры на расчет
сопротивления проводника,
силы тока и напряжения.
Реостаты. ЛР № 6
«Регулирование силы тока
реостатом».
ЛР № 7 «Измерение
сопротивления проводника
при помощи амперметра и
вольтметра».
Последовательное
соединение проводников.
Параллельное соединение
проводников.
Реш. задач. Соединение
проводников. Закон Ома для

1

1
1

1

1
1

1
1

1
1

1

1
1

1

1

1

1
1
1

участка цепи.
45.

46.
47.

48.

49.
50.

51.

52.
53.

54.

55.

56.

57.

58.

Контрольная работа по
темам «Электрический ток.
Напряжение, Сопротивление.
Соединение проводников».
Работа и мощность
электрического тока
Единицы работы
электрического тока,
применяемые на практике.
ЛР № 8 «Измерение
мощности и работы тока в
электрической лампе».
Нагревание проводников
электрическим током. Закон
Джоуля—Ленца.
Конденсатор.
Лампа накаливания.
Электрические
нагревательные приборы.
Короткое замыкание,
предохранители.
Контрольная работа по
темам «Работа и мощность
электрического тока»,
«Закон Джоуля—Ленца»,
«Конденсатор».
Зачет по теме
«Электрические явления».
Магнитное поле. Магнитное
поле прямого тока.
Магнитные линии.
Магнитное поле катушки с
током. Электромагниты и их
применение.
ЛР №9 «Сборка
электромагнита и испытание
его действия».
Постоянные магниты.
Магнитное поле постоянных
магнитов. Магнитное поле
Земли.
Действие магнитного поля на
проводник с током.
Электрический двигатель.
ЛР № 10 «Изучение
электрического двигателя
постоянного тока (на
модели)».
Контрольная работа по теме
«Электромагнитные
явления».
Источники света.
Распространение света.

1

1
1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

59.
60.
61.
62.
63.

64.

65.
66.

67.

68.

Видимое движение светил.
Отражение света. Закон
отражения света.
Плоское зеркало.
Преломление света. Закон
преломления света.
Линзы. Оптическая сила
линзы. Изображения,
даваемые линзой .
Лаборат. работа №
11«Получение изображения
при помощи линзы».
Глаз и зрение.
Решение задач. Построение
изображений, полученных с
помощью линз.
Контрольная работа:
«Законы отражения и
преломления света».
Итоговый урок

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1

1

1
1

1

1
68

7

9 КЛАСС
№
п/п

1.
2.

3.

4.

5.
6.

7.
8.

9.

Тема урока

Количество часов
всего контрольные
работы

Механическое движение и
его характеристики.
Перемещение. Проекции
вектора на координатные
оси.
Прямолинейное
равномерное движение.
Скорость.
Решение задач.
Графическое представление
движения.
Относительность движения.
Решение задач по теме
«Относительность
движения».
Равноускоренное движение.
Ускорение.
Перемещение при
равноускоренном
движении.
Решение задач по теме
«Равноускоренное
движение».

1
1

1

1

1
1

1
1

1

практические
работы

Виды, формы
контроля

10.

11.

12.

13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.

20.
21.

Л.Р.№1 «Измерение
ускорения тела при
равноускоренном
движении»
Свободное падение.
Ускорение свободного
падения.
Л.Р.№2 «Измерение
ускорения свободного
падения»
Движение тела по
окружности.
Период и частота
обращения.
Решение задач "Период и
частота обращения».
Повторительнообобщающий урок по теме
«Прямолинейное
неравномерное движение».
К.Р.№1 «Законы
кинематики».
Первый закон Ньютона.

24.
25.

Решение задач «Вес тела».

23.

26.
27.

28.

29.
30.
31.
32.

1

1

1
1
1
1

1
1

Взаимодействие тел. Масса. 1
Сила. Второй закон
Ньютона.
Решение задач по теме
1
«Второй закон Ньютона».
Третий закон Ньютона.
1
Закон всемирного
тяготения.
Решение задач по теме
«Закон всемирного
тяготения».
Вес тела. Невесомость.

22.

1

Искусственные спутники
Земли.
Решение задач
«Искусственные спутники
Земли».
Повторительнообобщающий урок по теме
«Применение законов
динамики»
К.Р.№2 «Применение
законов динамики»
Импульс тела. Импульс
силы.
Закон сохранения импульса
тела. Реактивное движение.
Решение задач «Закон
сохранения импульса тела».

1
1

1
1
1
1

1

1
1
1
1

33.

Работа. Энергия.

1

34.

Закон сохранения энергии.

1

35.
36.

37.
38.

Решение задач «Закон
сохранения энергии».
Повторительнообобщающий урок по теме
«Законы сохранения»
К.Р.№3 «Законы
сохранения»
Колебательное движение.

43.

Колебательная система.
Маятник.
Нитяной и пружинный
маятники.
Л.Р.№3 «Исследование
зависимости периода и
частоты нитяного маятника
от его длины».
Л.Р.№4 «Исследование
зависимости периода
колебаний пружинного
маятника от массы груза и
жѐсткости пружины».
Гармонические колебания.

44.

Решение задач.

39.
40.
41.

42.

46.

Вынужденные колебания.
Резонанс.
Решение задач.

47.

Волны. Длина волны.

45.

1
1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

49.

Звуковые волны.
Характеристики звука.
Отражение звука. Эхо

50.

Звуковой резонанс

1

51.

Интерференция звука.

1

52.

Обобщающее повторение.

1

48.

53.
54.
55.

56.
57.
58.

К.Р.№4 «Колебания и
волны»
Магнитное поле. Магнитное
поле тока.
Линии магнитного поля.
Правило
буравчика
(правило правой руки)
Решение задач

1
1

1
1
1

1

Правило левой руки. Сила 1
Ампера
Действие магнитного поля 1
на заряженную частицу.

Сила Лоренца
59.

Решение задач

60.

Индукция магнитного поля. 1

61.

Магнитный поток

62.
63.

64.
65.
66.

67.
68.

1

1

Явление электромагнитной 1
индукции.
Л.Р.№5 «Изучение явления 1
электромагнитной
индукции».
Явление самоиндукции
1
Переменный ток. Генератор
переменного тока
Трансформатор. Передача
электроэнергии
на
расстояние
Электромагнитное
поле.
Электромагнитные волны.
Конденсатор.

1
1

1
1

70.

Колебательный
контур. 1
Получение
электромагнитных
колебаний
Принцип радиосвязи.
1

71.

Решение задач.

69.

1

73.

Электромагнитная природа 1
света
Интерференция света.
1

74.

Преломление света.

1

75.

Дисперсия

1

72.

76.
77.

78.

79.
80.

81.
82.

Линейчатые
спектры.
Спектроскоп.
Поглощение и испускание
света атомами. Л.Р.№6
«Наблюдение сплошного и
линейчатого спектров
испускания»
Обобщающее
повторение«Электромагнит
ные явления»
К.Р.№5 «Электромагнитные
явления»
Радиоактивность как
свидетельство сложного
строения атомов
Опыт Резерфорда. Ядерная
модель атома.
Радиоактивные
превращения атомных ядер.

1
1

1

1
1

1
1

83.

84.

85.
86.

Экспериментальные методы
исследования частиц.
Л.Р.№7 «Изучение треков
заряженных частиц по
готовым фотографиям».
Протонно-нейтронная
модель ядра.
Л.Р.№8 « Изучение деление
ядер урана по фотографиям
треков»
Ядерные силы. Энергия
связи. Дефект масс.
Решение задач.

1

1

1
1

100.

Деление ядер урана. Цепная
ядерная реакция.
Ядерный реактор. Ядерные
реакции. Действие
радиации.
Закон радиоактивного
распада.
Элементарные частицы и
античастицы.
Обобщение темы «Строение
атома и атомного ядра».
К.Р.№6 «Строение атома и
атомного ядра»
Состав, строение и
происхождение Солнечной
системы.
Планеты и малые тела
Солнечной системы.
Строение, излучение и
эволюция Солнца и звезд.
Строение
и
эволюция
Вселенной.
Повторение материала
курса физики 7— 9 классов.
Решение типовых тестовых
заданий ГИА.
Проверка правильности
решений и заполнения
бланков ГИА
Подведение итогов

101.

Резерв

1

102.

Резерв

1

87.
88.

89.
90.
91.
92.
93.

94.
95.
96.
97.
98.
99.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

102

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
7 КЛАСС
Физика, 7 класс/Перышкин И.М., Иванов А.И., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение";
Введите свой вариант:
8 КЛАСС
Физика, 8 класс/Перышкин И.М., Иванов А.И., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
9 КЛАСС
Физика, 9 класс/Перышкин И.М., Гутник Е.М., Иванов А.И., Петрова М.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
7 КЛАСС
8 КЛАСС
9 КЛАСС
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
7 КЛАСС
8 КЛАСС
9 КЛАСС

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 676-43-62

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».