Химия 10

Пояснительная записка
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение
следующих целей:


освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических
понятиях, законах и теориях;



овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и
свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;



развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного
приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе
компьютерных;



воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости
химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;



применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту,
сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования,
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Минобразования РФ

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования, утвержденный Приказом МО РФ
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей
Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов
общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2019.). Программа
рассчитана на 2 часа в неделю ( 68 часов в год) и объединяет воедино 1 час федерального компонента и 1 час ,
выделенный администрацией школы из часов компонента образовательного учреждения, что направлено на
более прочное освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших
химических понятиях, законах и теориях.
Обучение осуществляется по учебнику О.С.Габриеляна «Химия.10 класс. Базовый уровень» - М.: «Дрофа»,2019.г

Требования к уровню подготовки (результаты обучения)

В результате изучения органической химии на базовом уровне ученик должен знать / понимать
 важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ковалентная химическая
связь, валентность, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет,
функциональная группа, изомерия, гомология;


основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;



основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических
соединений;



важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла,
глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки,
пластмассы;

уметь


называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;



определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях,
заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;



характеризовать: химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические
свойства изученных органических соединений;



объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;



выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;



проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников
(научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать
компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в
различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;



определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их
последствий;



экологически грамотного поведения в окружающей среде;



оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые
организмы;



безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;



критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в
поурочное планирование.
Нормы оценок по химии
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
·

дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,

·

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,

·

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:
·

дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,

·

материал изложен в определенной последовательности,

· допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий
ответ.
Отметка «3»:
·

дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.

Отметка «2»:
·

ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла

·

допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

·

отсутствие ответа.
Оценка умений решать задачи

Отметка «5»:
·

в логическом рассуждении и решении нет ошибок

·

задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:
· в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не
рациональным способом,
·

допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:
·

в логическом рассуждении нет существенных ошибок,

·

допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:
·

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

·

отсутствие ответа на задание.
Оценка экспериментальных умений (в процессе

выполнения практических работ по инструкции)

Оценку ставят тем уч-ся, за которыми было организовано наблюдение.
Отметка «5»:
·

работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы,

· эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и
приборами,
· проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места , порядок на столе,
экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
· работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или
наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.
Отметка «3»:
· ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущена существенная ошибка (в
ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и
приборами),
которую учащийся исправляет по требованию учителя.
Отметка «2»:

· допущены две или
более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы,
по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.
·

работа не выполнена,

·

полное отсутствие экспериментальных умений.
Оценка умений решать экспериментальные задачи

При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты
выполнения опытов.
Отметка «5»:
· План решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано
полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
·

план решения составлен правильно,

·

осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.

·

допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).

Отметка «3»:
·

план решения составлен правильно,

·

осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.

·

допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

· допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических, реактивов и оборудования, в
объяснении и выводах).
·

задача не решена.
Оценка за письменную контрольную работу

При оценивании ответа учащегося необходимо читывать качество выполнения работы по заданиям.
Контрольная работа оценивается в целом.
Отметка «5»:
·

дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:
·

допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:
· работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при
этом 2-3 несущественные.
Отметка «2»:
·

работа выполнена меньше чем наполовину,

·

имеется несколько существенных ошибок.

·

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого
орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за
четверть, полугодие, год.

Содержание тем учебного курса
Введение (2ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные,
искусственные и синтетические соединения.
Тема 1. Теория строения органических соединений (5 ч)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.
Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах,
изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16 ч)
Природный газ. А л к а н ы. Природный газ как топливо. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура
алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и
дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства
этилена: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение.
Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями.
Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.
Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена:
горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на
основе свойств.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование,
нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение ацетилена. Отношение этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия.
Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при
нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений

2 Изготовление моделей молекул углеводородов. 3 Обнаружение непредельных соединений в жидких
нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее
переработки».
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (19 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как
функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с
натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств.
Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов.
Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Ф е н о л. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола:
взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов:
окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида
и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства
уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение
уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в
природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров.
Применение жиров на основе свойств.

У г л е в о д ы. Углеводы, значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в
глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на
основе свойств.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция
«Каменный уголь и продукты его переработки». Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного
зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II).
Получение уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 5 Свойства этилового спирта. 6, 7 Свойства глицерина, формальдегида. 8 Свойства
уксусной кислоты. 9 свойства жиров. 10 Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 11,
12 Свойства глюкозы, крахмала.
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (9 ч)
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как
органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и
взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства
аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с
другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе
свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная
структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции.
Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида.
Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной
информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой.
Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков.
Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель
молекулы ДНК. Переходы: этанол
этилен этиленгликоль
этиленгликолят меди (II); этанол
этаналь
этановая кислота.
Лабораторные опыты. 13. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Тема 5. Биологически активные органические соединения (5 ч)
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования
ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и
гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель
жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов.
Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз.
Наркотические вещества. Наркомания, борьба и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. СМС, содержащих
энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.

лабораторные опыты. 14. Знакомство с образцами препаратов домашней, лабораторной и автомобильной
аптечки.
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (6 ч)
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической
модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и
применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и
поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители
синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид.
Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и
изделий из них. Распознавание волокон.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Тема 7. Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии (4 ч)
Решение задач и упражнений по курсу органической химии, подготовка, выполнение и анализ итоговой
контрольной работы.
Тематическое планирование по химии, 10 класс,
базовый уровень (2 ч в неделю, всего 68ч, из них 2 ч – резервное время), УМК О.С. Габриеляна

№№
п\п

Всего,
Наименование темы

час.

Из них
практ.

контр.

работы работы
1

Введение

2

-

-

2

Тема 1. Теория строения
органических соединений

5

-

-

3

Тема 2. Углеводороды и их
природные источники

16

-

К.р.№1

4

Тема 3. Кислородсодержащие
органические соединения и их
нахождение в живой природе

19

5

Тема 4. Азотсодержащие
органические соединения и их
нахождение в живой природе

9

-

-

6

Тема 5. Биологически
активные органические
соединения

5

-

-

7

Тема 6. Искусственные и
синтетические органические

6

Пр.р.№2

-

Пр.р.№1 К.р.№2

Дата

соединения
8

Систематизация и обобщение
знаний по курсу органической
химии

4

-

К.р.№3

Итого

66(2часа
резервеное
время)

2

3

Поурочное планирование по химии, 10 класс, базовый уровень (2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 2 ч – резервное
время), УМК О.С. Габриеляна

№№

Тема урока

Изучаемые вопросы

п/п

Эксперимент
Д- демонстрац.

Требования к уровню
подготовки выпускников

Л- лабораторный
Дата

Текущий контроль

Задание на дом по учебнику

Введение (2часа)
1 (1)

Предмет органической

Сравнение органических

Д. Коллекция

Знать/понимать

.

2 (2)
.

химии

Классификация
органических веществ

соединений с
органических веществ и
неорганическими.
изделий из них
Природные, искусственные
и синтетические
органические соединения

-химические понятия: вещества
молекулярного и
немолекулярного строения

Функциональные группы
органических веществ.
Признаки классификации
органических веществ
(наличие кратных связей и
функциональных групп)

Знать/понимать

п.1упр.1-6

-химические
понятия: функциональная
группа;
Уметь
-определять принадлежность
веществ к различным классам
органических соединений
Индивидуальный
Таблица в тетради, упр. в
контроль
тетради
монологических ответов
у доски

Тема 1. Строение органических соединений (5 часов)
1-2
(3-4)

Теория строения
органических соединений

Валентность. Основные
ѐположения теории
строения органических

Д. Модели молекул
гомологов и изомеров
органических

Знать/понимать

-химические
понятия: валентность, изомерия

3-4 (5- Понятие о гомологии и
6)
гомологах, изомерии и
изомерах

5 (7)

Систематизация и
обобщение знаний по теме
№1

соединений А.М.
Бутлерова. Причины
многообразия
органических веществ
(гомология, изомерия)

соединений

изомеры, гомология, гомологи;

Химические формулы и
модели молекул в
органической химии.
Основы номенклатуры
органических соединений.
Изомерия и ее виды

Л. Изготовление моделей Уметь
молекул углеводородов
-называть органические
вещества по «тривиальной» или
международной номенклатуре

-теорию строения органических
соединений А.М. Бутлерова
Фронтальный контроль
темы: «Классификация
органических веществ»

п.2 упр.1-7

Индивидуальный
п.2 упр.7-10
контроль
монологических ответов
у доски – доказательства
положений теории
А.М.Бутлерова
Л. Определение
элементного состава
органических
соединений

Уметь
-выполнять химический
эксперимент по распознаванию
органических веществ

Проверочный тест по
теме: « Строение
органических
соединений»

п.1,2 упр.в тетради

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16часов)
1 (8)

Природный газ

2-3 (9- Алканы
10)

Природный газ как
топливо. Преимущества
природного газа перед
другими видами топлива.
Состав природного газа

Алканы: общая формула,
гомологический ряд,
гомологическая разность,
изомерия, номенклатура.
Химические свойства:
горение, разложение,
замещение,
дегидрирование (на

Уметь
-использовать приобретенные
знания для безопасного
обращения с природным газом
Фронтальная проверка
выполнения домашнего
задания по теме: «
Строение органических
соединений»

п.3 упр.1-5

Д. Горение метана и
отношение его к
раствору перманганата
калия и бромной воде

Знать/понимать
-химические
понятия: углеродный скелет;

Л. Изготовление моделей -важнейшие вещества: метан, его
применение;
молекул алканов
Уметь
Индивидуальный

примере метана и этана).
Применение
алканов на основе их
свойств

контроль
-называть: алканы по
монологических ответов международной номенклатуре
у доски
-определять: принадлежность
органических веществ к классу
алканов
-характеризовать: строение и
химические свойства метана и
этана

-объяснять: зависимость свойств
метана и этана от их состава и
строения
Индивидуальный
п.3 упр.6-12
контроль
монологических ответов
у доски
4-5
(1112)

Алкены

Общая формула алкенов,
гомологический ряд,
структурная изомерия,
номенклатура. Этилен: его
получение
дегидрированием этана и
дегидратацией этилена,
физические свойства.
Химические свойства:

Д. Получение этилена,
Знать/понимать
горение, отношение к
бромной воде и раствору -химические понятия: строение
алкенов (наличие двойной связи)
перманганата калия
-важнейшие вещества:
Л. Изготовление моделей этилен, его применение;
молекул алкенов
Уметь
Проверочный тест по

-называть: алкены по

горение, качественные
реакции (обесцвечивание
бромной воды и раствора
перманганата калия),
гидратация. Применение
этилена на основе его
свойств

теме: «Алканы»

«тривиальной» или
международной номенклатуре;
-определять: принадлежность
веществ к классу алкенов
-характеризовать: строение и
химические свойства этилена;

-объяснять: зависимость свойств
этилена от его состава и строения

Самостоятельная работа п.4 упр.1-6
по решению задач на
вывод формулы
органического вещества
по процентному
содержанию элементов в
нем
6 (13) Полиэтилен

Получение полиэтилена
Д. Коллекция изделий из Знать/понимать
реакцией полимеризации. полиэтилена
-важнейшие вещества и
Применение полиэтилена
материалы: пластмассы
на основе его свойств
(полиэтилен), его применение
п.4 упр.7-9

7 (14) Алкадиены. Каучуки

8-9
(1516)

Алкины. Ацетилен

Понятие об алкадиенах
как об углеводородах с
двумя двойными связями.
Химические свойства
бутадиена-1,3 и изопрена:
обесцвечивание бромной
воды и полимеризация в
каучуки.

Д. Разложение каучука
при нагревании,
испытание продукта
разложения на
непредельность

Знать/понимать

Общая формула алкинов.
Ацетилен: строение
молекулы, получение
пиролизом метана и
карбидным способом,
физические
свойства. Химические
свойства: горение,
взаимодействие с бромной
водой, хлороводородом,
гидратация. Применение
ацетилена

Д. Получение и свойства Знать/понимать
ацетилена
строение молекулы ацетилена
(наличие тройной связи);

-важнейшие вещества и
материалы: каучуки, их
применение

Индивидуальный
п.5 упр.1-5
контроль
монологических ответов
у доски

Л. Изготовление модели -важнейшие вещества: ацетилен,
молекулы ацетилена
его применение;
Уметь
-называть: ацетилен по
международной номенклатуре;
-характеризовать: строение и
химические свойства ацетилена;

-объяснять: зависимость свойств
этина от строения

Индивидуальный
п.6 упр.1-11
контроль
монологических ответов
у доски;
Самостоятельная работа
по решению задач на
вывод формулы
органического вещества
по продуктам его
сгорания
10(17) Нефть

Состав и переработка
нефти.
Нефтепродукты. Бензин:
понятие об октановом
числе

Д. (Л.) Ознакомление с
коллекцией «Нефть и
продукты ее
переработки»

Знать/понимать

способы безопасного обращения с
горючими и токсичными
веществами
Уметь

Л. Обнаружение
непредельных
соединений в жидких
нефтепродуктах

-объяснять явления,
происходящие при переработке
нефти;
оценивать влияние химического
загрязнения нефтью и
нефтепродуктами на состояние
окружающей среды
-выполнять химический

эксперимент по распознаванию
непредельных углеводородов
Проверочный тест по
теме: «Алкины»

11-12 Арены. Бензол
(1819)

13(20) Решение задач

п.8 упр.1-9

Общее представление об
Д. Отношение бензола к
аренах. Строение
раствору перманганата
молекулы бензола.
калия и бромной воде
Получение бензола из
гексана и ацетилена
Химические свойства:
горение, галогенирование,
нитрование. Применение
бензола на основе его
свойств
Проверочный тест по
теме: «Нефть»

Знать/понимать

Вычисления по
химической формуле и
химическому уравнению

Уметь

Индивидуальный
контроль умений
производить вычисления
по химической формуле
и химическому

строение молекулы бензола;
Уметь
-характеризовать: химические
свойства бензола

-объяснять зависимость свойств
бензола от его состава и строения
п. 7 упр.1-5

-вычислять: массовую долю
химического элемента по формул
соединения; количество вещества
объем или массу по количеству

уравнению

вещества, объему или массе
реагентов или продуктов реакции
Повторить алгоритмы, решить
задачи в тетради

14(21) Систематизация и
обобщение знаний по теме
№ 2.

Тестовый контроль по
п.3-8 упр.в тетради
теме: Углеводороды и их
природные источники;
Фронтальная проверка
выполнения домашнего
задания по теме № 2
«Углеводороды и их
природные источники»

15(22) Контрольная работа № 1
по теме № 2
«Углеводороды и их
природные источники»
16(23) Анализ контрольной
работы

Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (19часов)
1 (24) Спирты

Предельные одноатомные
спирты: состав, строение,
номенклатура,
изомерия. Представление о
водородной
связи. Физические свойства
метанола и этанола, их
физиологическое действие
на организм. Получение
этанола брожением
глюкозы и гидратацией
этилена

Знать/понимать
-химические
понятия: функциональная
группа спиртов;
-вещества: этанол,
физиологическое действие на
организм метанола и этанола;
Уметь
-называть спирты по
«тривиальной» или
международной номенклатуре;
-определять принадлежность
веществ к классу спиртов
п.9упр.1-7

2 (25) Химические свойства
спиртов

3 (26) Многоатомные спирты

Химические свойства
Л. Свойства этилового
этанола: горение,
спирта
взаимодействие с натрием,
образование простых и
сложных эфиров,
окисление в альдегид,
внутримолекулярная
дегидратация. Применение
этанола на основе его
Проверочная работа по
свойств.
теме: «Предельные
Алкоголизм, его
одноатомные спирты:
последствия и
состав, строение,
предупреждение.
номенклатура,
изомерия.»

Уметь

Глицерин как
Л. Свойства глицерина
представитель предельных
многоатомных спиртов.
Качественная реакция на
многоатомные спирты.
Применение глицерина на
основе его свойств

Знать/понимать

Проверочная работа по
теме: «Предельные
одноатомные спирты:
способы их получения и

-характеризовать строение и
химические свойства спиртов;

-объяснять зависимость свойств
спиртов от их состава и строения

п.9 упр.10,13,14

-вещества: глицерин;
Уметь
-выполнять химический
эксперимент по распознаванию
многотомных спиртов
п.9упр.11,12

химические свойства.»
4-5

Каменный уголь.

(2728)

Фенол

Коксохимическое
производство и его
продукция. Получение
фенола коксованием
каменного угля. Состав и
строение молекулы фенола.

Д. Коллекция
«Каменный уголь и
продукты его
переработки»

Использовать приобретенные
знания и умения для
-безопасного обращения с
фенолом;

Д. Растворимость фенола
-для оценки влияния фенола на
в воде при обычной
организм человека и другие
Физические и химические температуре и при
живые организмы
свойства: взаимодействие с нагревании
гидроксидом натрия и
Д. Качественные
азотной кислотой,
поликонденсация фенола с реакции на фенол
формальдегидом в
Индивидуальный
п.10 упр.1-6
фенолформальдегидную
контроль
смолу. Применение фенола
монологических ответов
на основе его свойств
у доски
Выборочная проверка
выполнения домашнего
задания
6-7
29-30

Альдегиды

Формальдегид,
ацетальдегид: состав,
строение молекул,
получение окислением
соответствующих спиртов,

Д. Окисление спирта в
альдегид

Знать/понимать

-химические
Д. Реакция «серебряного понятия: функциональная
зеркала»
группа альдегидов;

физические свойства;

Д. Окисление альдегидов Уметь
с помощью гидроксида
химические свойства
-называть альдегиды по
меди (П)
(окисление в
«тривиальной» или
соответствующую кислоту
международной номенклатуре;
и восстановление в
Л. Свойства
-определять принадлежность
соответствующий спирт).
формальдегида
веществ к классу альдегидов;
Применение
формальдегида и
-характеризовать строение и
ацетальдегида на основе
химические свойства
свойств.
формальдегида и ацетальдегида;

-объяснять зависимость свойств
альдегидов от состава и
строения;
-выполнять химический
эксперимент по распознаванию
альдегидов
Индивидуальный
п.11упр.1-7
контроль
монологических ответов
у доски Индивидуальный
контроль умений
выполнять расчетные
задачи темы
8-9

Карбоновые кислоты

Получение карбоновых

Л. Свойства уксусной

Знать/понимать

(3132)

кислот окислением
альдегидов.

кислоты

Уксусная кислота: состав и
строение молекулы,
химические свойства
(общие с неорганическими
кислотами, реакция
этерификации).
Применение уксусной
кислоты на основе свойств.
Пальмитиновая,
стеариновая и олеиновая
кислоты – представители
высших жирных кислот.

-химические
понятия: функциональная
группа карбоновых кислот,
Уметь
-называть уксусную кислоту по
международной номенклатуре;
-определять принадлежность
веществ к классу карбоновых
кислот;
-характеризовать строение и
химические свойства уксусной
кислоты;

-объяснять зависимость свойств
уксусной кислоты от состава и
строения
-выполнять химический
эксперимент по распознаванию
карбоновых кислот
Индивидуальный
п.12упр.1-10
контроль
монологических ответов
у доски.
Индивидуальный

контроль умений
выполнять расчетные
задачи темы
10(33) Сложные эфиры

Получение сложных
эфиров реакцией
этерификации. Сложные
эфиры в природе, их
значение. Применение
сложных эфиров на основе
свойств.

Д. Получение уксусноэтилового и уксусноизоамилового эфиров
Д. Коллекция эфирных
масел

Проверочная работа по
теме: «Карбоновые
кислоты»

Уметь
-называть сложные эфиры по
«тривиальной» или
международной номенклатуре
-определять принадлежность
веществ к классу сложных
эфиров
п.13 упр.1-3

11-12 Жиры. Мыла.

Жиры как сложные эфиры. Л. Свойства жиров

Уметь

(3435)

Нахождение в природе.
Состав жиров; химические
свойства: гидролиз
(омыление) и гидрирование
жидких жиров.
Применение жиров на
основе их свойств. Мыла.

-определять принадлежность
веществ к классу жиров; мылам

Л. Сравнение растворов
свойств мыла и
стирального порошка
Индивидуальный
контроль

-характеризовать строение и
химические свойства жиров
п.13 упр.6-12

монологических ответов
у доски
13(36) Углеводы

14(37) Углеводы. Глюкоза

Единство химической
организации живых
организмов. Химический
состав живых
организмов. Углеводы, их
классификация:
моносахариды (глюкоза),
дисахариды (сахароза) и
полисахариды (крахмал и
целлюлоза), Значение
углеводов в живой природе
и жизни человека. Понятие
о реакциях
поликонденсации
(превращение глюкоза –
полисахарид) и гидролиза
(превращение полисахарид
– глюкоза)

Д. Ознакомление с
образцами углеводов

Знать/понимать

Л. Свойства крахмала

Уметь

Глюкоза – вещество с
двойственной функцией –
альдегидоспирт.

Л. Свойства глюкозы

важнейшие углеводы: глюкоза,
сахароза, крахмал, клетчатка

-объяснять химические
явления, происходящие с
углеводами в природе
-выполнять химический
эксперимент по распознаванию
крахмала
Индивидуальный
п.14,15 упр.1-7 стр 116
контроль
монологических ответов
у доски. Выборочная
проверка выполнения
домашнего задания
Уметь
-выполнять химический
эксперимент по распознаванию

Химические свойства
глюкозы: окисление в
глюконовую кислоту,
восстановление в сорбит,
брожение (спиртовое и
молочнокислое).
Применение глюкозы на
основе свойств.

глюкозы
Индивидуальный
п.14 упр.8-11
контроль
монологических ответов
у доски. Выборочная
проверка выполнения
домашнего задания

15(38 Практическая работа № 1 Решение
экспериментальных задач
«Решение
на идентификацию
экспериментальных
органических соединений
задач»

Уметь
-выполнять химический
эксперимент по распознаванию
важнейших органических
веществ

16(39) Генетическая связь между Составление уравнений
классами органических
химических реакций к
3.02
соединений
схемам превращений,
отражающих генетическую
связь между классами
органических веществ.

Д. Переходы: этанол –
этилен – этиленгликоль –
этиленгликолят меди
(П); этанол – этаналь –
этановая кислота

Уметь

17(40) Систематизация и
обобщение знаний по теме
№ 3.

п.9-15 упр.в тетради
Тестовый контроль по
теме №3
«Кислородсодержащие
органические соединения
и их нахождение в живой

-характеризовать строение и
химические свойства изученных
органических соединений
Упр.в тетради

природе».
Фронтальная проверка
выполнения домашнего
задания
18(41) Контрольная работа № 2
по теме №3
«Кислородсодержащие
органические соединения
и их нахождение в живой
природе»
19(42) Анализ контрольной
работы

Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (9часов)
1 (43

Амины

Понятие об аминах как
органических основаниях.
Состав и строение молекул
аминов. Свойства
первичных аминов на
примере метиламина.

Уметь
-определять принадлежность
веществ к классу аминов
-характеризовать строение и
химические свойства аминов

п.16 упр.1-3,5

2(44)

Анилин

Анилин – ароматический
амин: состав и строение,
получение из нитробензола
(реакция Зинина).
Физические и химические
свойства (ослабление
основных свойств и
взаимодействие с бромной
водой). Применение
анилина на основе свойств.

Д. Взаимодействие
аммиака и анилина с
соляной кислотой.

Уметь
-характеризовать строение и
химические свойства анилина

Д. Реакция анилина с
бромной водой
Индивидуальный
п.16 упр.4,6-8
контроль
монологических ответов
у доски.
Выборочная проверка
выполнения домашнего
задания

3-4
(4546)

Аминокислоты

Состав, строение,
номенклатура, физические
свойства. Получение
аминокислот из
карбоновых кислот и
гидролизом белков.
Аминокислоты –

Д. Доказательство
Уметь
наличия
функциональных групп -называть аминокислоты по
в растворах аминокислот «тривиальной» или
международной номенклатуре;
-определять принадлежность
веществ к классу аминокислот;

амфотерные органические
соединения:
взаимодействие со
щелочами, кислотами, друг
с другом (реакция
поликонденсации).
Пептидная связь и
полипептиды. Применение Индивидуальный
аминокислот на основе их контроль
свойств.
монологических ответов
у доски.

- характеризовать строение и
химические свойства
аминокислот

п.17 упр.1-5,11

Проверочная работа по
теме: «Амины. Анилин»»
5-6
(4748)

Белки

Получение белков
реакцией поликонденсации
аминокислот. Первичная,
вторичная и третичная
структуры белков.
Химические свойства
белков: горение,
денатурация, гидролиз и
цветные реакции.
Биохимические функции
белков.

Д. Растворение и
осаждение белков.
Цветные реакции
белков:
ксантопротеиновая и
биуретовая. Горение
птичьего пера и
шерстяной нити.

Уметь
-характеризовать строение и
химические свойства белков;
-выполнять химический
эксперимент по распознаванию
белков

Л. Свойства белков
Индивидуальный
п.17 упр.6-10
контроль
монологических ответов

у доски. Проверочная
работа по
теме: Аминокислоты»
7 (49) Нуклеиновые кислоты

8-9
(5051)

Решение расчетных задач.
Выполнение упражнений

Синтез нуклеиновых
кислот в клетке из
нуклеотидов. Общий пан
строения нуклеотида.
Сравнение строения и
функций РНК и ДНК. Роль
нуклеиновых кислот в
хранении и передаче
наследственной
информации. Понятие о
биотехнологии и генной
инженерии.

Д. Модель молекулы
ДНК

п.18 упр.1-10

Проверочный тест по
теме: « Белки»
Выборочная проверка
выполнения домашнего
задания

Индивидуальный
контроль умений
выполнять расчетные
задачи темы

Решить упражнения и задачи в
тетради

Тема № 5. Биологически активные органические соединения (5часов)
1 (52) Ферменты

Ферменты – биологические Д. Разложение пероксида п.19 упр.1-6
катализаторы белковой
водорода каталозой

природы. Особенности
функционирования
ферментов. Роль
ферментов в
жизнедеятельности живых
организмов и народном
хозяйстве.

сырого мяса или сырого
картофеля

Д. Коллекция СМС,
содержащих энзимы

Индивидуальный
контроль умений
выполнять расчетные
задачи
2 (53) Витамины

Понятие о витаминах.
Нарушения, связанные с
витаминами: авитаминозы,
гипо- и гипервитаминозы.
Витамин С как
представитель
водорастворимых
витаминов и витамин А
как представитель
жирорастворимых
витаминов

Д. Коллекция
п.20 упр.1-5
витаминных препаратов

Д. Домашняя,
лабораторная и
автомобильная аптечки
Индивидуальный
контроль
монологических ответов
у доски

4(55)

Лекарства

гуморальных регуляторах
жизнедеятельности живых
организмов. Инсулин и
адреналин как
представители гормонов.
Профилактика сахарного
диабета

Индивидуальный
контроль
монологических ответов
у доски

Лекарственная химия: от
иатрохиимии до
химиотерапии. Аспирин.
Антибиотики и
дисбактериоз.
Наркотические вещества.
Наркомания, борьба с ней и
профилактика

Д. Коллекция
Использовать приобретенные
витаминных препаратов знания и умения для безопасного
обращения с токсичными
веществами
Д. Домашняя,
лабораторная и
автомобильная аптечки
Индивидуальный
п.20 упр.10,11
контроль
монологических ответов
у доски

5(56)

Практическая работа № 2 Обнаружение витаминов

Уметь
-выполнять химический
эксперимент по обнаружению
витаминов, соблюдать ТБ

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (6часов)
1-2
(5758) 1

3(59)

Искусственные полимеры Понятие об искусственных Л. Ознакомление с
полимерах – пластмассах и коллекцией пластмасс и
волокнах. Получение
волокон
искусственных полимеров,
как продуктов химической
модификации природного
полимерного сырья.
Искусственные волокна
(ацетатный шелк, вискоза),
их свойства и применение.

Знать/понимать

Синтетические полимеры Понятие о синтетических
полимерах – пластмассах,
волокнах, каучуках.
Получение синтетических
полимеров реакциями

Знать/понимать

Л. Ознакомление с
коллекцией пластмасс,
волокон и каучуков

- важнейшие материалы искусственные волокна и
пластмассы
Уметь
-характеризовать строение
полимеров
п.21 упр.1-7

- важнейшие материалы –
синтетические полимеры
Уметь

полимеризации и
-характеризовать строение
поликонденсации.
полимеров
Структура полимеров:
п.22 упр.1-4
линейная, разветвленная и Индивидуальный
контроль
пространственная.
монологических ответов
у доски
4(60)

Синтетические
пластмассы

Полиэтилен и
полипропилен: их
получение, свойства и
применение.

Д. Коллекция изделий из Знать/понимать
пластмасс
- важнейшие
материалы синтетические
пластмассы
п.22 упр.7

5(61)

Синтетические волокна

Классификация волокон.
Классификация
синтетических волокон, их
свойства и применение

Знать/понимать
- важнейшие материалы синтетические волокна
Индивидуальный
п.22 упр. в тетради
контроль
монологических ответов
у доски

6(62)

Синтетические каучуки

Классификация
синтетических каучуков.
Резина. Термореактивные

Знать/понимать
- важнейшие
материалы синтетические

и термопластичные
каучуки
полимеры.
п.22 упр. в тетради
Применение синтетических Индивидуальный
контроль
каучуков
монологических ответов
у доски
Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии (4 часа)
12(6364) 1

Обобщение и
Решение расчетных задач.
систематизация знаний по Выполнение упражнений.
курсу органической химии

Проверочный тест по
теме: «Искусственные и
синтетические
органические
соединения»;
Индивидуальный
контроль умений
выполнять расчетные
задачи темы

3 (65) Контрольная работа № 3
по курсу органической
химии
4 (66) Анализ контрольной
работы

Упр. и задачи в тетради


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 676-43-62

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».