Русский язык 6

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Дагестан
МО"Хасавюртовский район"
МКОУ "Могилевская СОШ им. Н.У. Азизова"

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
русского языка и литературы

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Арзамулова Р.И.

Алиева К .А.
Протокол №1
от "25" 08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Маталова Р.М.

Протокол №

Приказ №

от 26.08.22г

от27.08.22г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3444570)
учебного предмета
«Русский язык»

для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Курбаналиева Патимат Магомедовна
учитель русского языка и литературы

с.Могилевское 2022

Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы
воспитания, с учѐтом распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения
Основной образовательной программы основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом особенностей преподавания
русского языка в основной общеобразовательной школе с учѐтом методических традиций построения
школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный
перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения
народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного
языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места
его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах
его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей
и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности еѐ самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей,
мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать еѐ, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая
деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка
Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных
результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные
разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:

осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому
языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;
проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и
хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования
социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о
стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного
языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к
речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения
различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных
умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления
определѐнных закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик
информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его
назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и
литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего
образования.
Учебным планом на изучение русского языка в 6 классе отводится - 204 ч (6 ч в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Понятие о литературном языке.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение; сообщение на лингвистическую
тему.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.
Текст
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и
средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках
изученного).
Информационная переработка текста. План текста (простой, сложный; назывной, вопросный);
главная и второстепенная информация текста; пересказ текста.
Описание как тип речи.
Описание внешности человека.
Описание помещения.
Описание природы.
Описание местности.
Описание действий.
Функциональные разновидности языка
Официально-деловой стиль. Заявление. Расписка. Научный стиль. Словарная статья. Научное
сообщение.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Лексика русского языка с точки зрения еѐ происхождения: исконно русские и заимствованные
слова.
Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу:
неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы).
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика и
лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы).
Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.
Лексический анализ слов.
Фразеологизмы. Их признаки и значение.
Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Эпитеты, метафоры, олицетворения.
Лексические словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография
Формообразующие и словообразующие морфемы.
Производящая основа.
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).

Морфемный и словообразовательный анализ слов.
Правописание сложных и сложносокращѐнных слов.
Нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.
Морфология. Культура речи. Орфография
Имя существительное
Особенности словообразования.
Нормы произношения имѐн существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного).
Нормы словоизменения имѐн существительных.
Нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.
Имя прилагательное
Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.
Степени сравнения качественных имѐн прилагательных.
Словообразование имѐн прилагательных.
Морфологический анализ имѐн прилагательных.
Правописание н и нн в именах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск- имѐн прилагательных.
Правописание сложных имѐн прилагательных.
Нормы произношения имѐн прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного).
Имя числительное
Общее грамматическое значение имени числительного. Синтаксические функции имѐн
числительных.
Разряды имѐн числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные),
порядковые числительные.
Разряды имѐн числительных по строению: простые, сложные, составные числительные.
Словообразование имѐн числительных.
Склонение количественных и порядковых имѐн числительных.
Правильное образование форм имѐн числительных.
Правильное употребление собирательных имѐн числительных.
Употребление имѐн числительных в научных текстах, деловой речи.
Морфологический анализ имѐн числительных.
Нормы правописания имѐн числительных: написание ь в именах числительных; написание двойных
согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний
числительных.
Местоимение
Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции местоимений.
Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные,
притяжательные, неопределѐнные, отрицательные, определительные.
Склонение местоимений.
Словообразование местоимений.
Роль местоимений в речи. Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского
речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего
текста (устранение двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как
средства связи предложений в тексте.
Морфологический анализ местоимений.
Нормы правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни; слитное, раздельное и

дефисное написание местоимений.
Глагол
Переходные и непереходные глаголы.
Разноспрягаемые глаголы.
Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении.
Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола.
Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Нормы словоизменения глаголов.
Видо-временная соотнесѐнность глагольных форм в тексте.
Морфологический анализ глаголов.
Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном наклонении глагола.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми
в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными
в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтѐрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка,
к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражѐнным в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых нормс учѐтом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных

видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде
в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать
адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и
общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учѐтом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил

общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределѐнности, в повышении уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании
новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по
существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов,
разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения,
исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учѐтом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация,
таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи
и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении

конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчѐта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины
коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретѐнному речевому опыту
и корректировать собственную речь с учѐтом целей и условий общения; оценивать соответствие
результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своѐ и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие сведения о языке
Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как
государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках
изученного).
Иметь представление о русском литературном языке.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объѐмом не менее 6 предложений на основе
жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы
(монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на
лингвистическую тему.
Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объѐмом не менее 4 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научноучебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объѐмом не менее 110 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи объѐмом не менее 180 слов: устно и письменно
формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научноучебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для
подробного изложения объѐм исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого
изложения — не менее 165 слов).
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться
словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том
числе во время списывания текста объѐмом 100—110 слов; словарного диктанта объѐмом 20—25
слов; диктанта на основе связного текста объѐмом 100—110 слов, составленного с учѐтом ранее
изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года
обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной
речи и на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его
принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи; характеризовать
особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности,
действий).
Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные
местоимения, видо-временную соотнесѐнность глагольных форм.
Применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных
видов и в речевой практике; использовать знание основных признаков текста в практике создания
собственного текста.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество
микротем и абзацев.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание

внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и
читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объѐмом 5 и более
предложений; классные сочинения объѐмом не менее 100 слов с учѐтом функциональной
разновидности и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста
(простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста
в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и
прочитанном тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать еѐ в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде
таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного
языка.
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; перечислять
требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных
функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья,
научное сообщение).
Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа
различных видов и в речевой практике.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексикология. Культура речи
Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова;
различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы,
устаревшие слова (историзмы и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления:
общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины,
профессионализмы, жаргонизмы); определять стилистическую окраску слова.
Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное
назначение в художественном тексте и использовать в речи с целью повышения еѐ богатства и
выразительности.
Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения; характеризовать ситуацию
употребления фразеологизма.
Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться
словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.
Словообразование. Культура речи. Орфография
Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую
основу.
Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить
морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания по морфемике и
словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов.
Соблюдать нормы словообразования имѐн прилагательных.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания
по орфографии в практике правописания.

Соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращѐнных слов; нормы правописания корня
-кас- — -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.
Морфология. Культура речи. Орфография
Характеризовать особенности словообразования имѐн существительных.
Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.
Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения
имѐн существительных.
Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени
сравнения качественных имѐн прилагательных.
Соблюдать нормы словообразования имѐн прилагательных; нормы произношения имѐн
прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать нормы правописания н и нн в
именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имѐн прилагательных, сложных имѐн прилагательных.
Распознавать числительные; определять общее грамматическое значение имени числительного;
различать разряды имѐн числительных по значению, по строению.
Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и
синтаксических функций числительных; характеризовать роль имѐн числительных в речи,
особенности употребления в научных текстах, деловой речи.
Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имѐн
числительных, в том числе написание ь в именах числительных; написание двойных согласных;
слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний
числительных.
Распознавать местоимения; определять общее грамматическое значение; различать разряды
местоимений; уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения,
словообразования, синтаксических функций, роли в речи.
Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в
том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение
двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного,
раздельного и дефисного написания местоимений.
Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; определять
наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении;
различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении.
Соблюдать нормы правописания ь в формах глагола повелительного наклонения.
Проводить морфологический анализ имѐн прилагательных, имѐн числительных, местоимений,
глаголов; применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в
речевой практике.
Проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике
произношения и правописания слов.
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания
по орфографии в практике правописания.
Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ
предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении
языкового анализа различных видов и в речевой практике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

всего

контрольные
работы

практические
работы

6

1

0

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова;
применять знания по орфографии в практике правописания

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru
https://www.yaklass.ru
платформа «Учи.ру».

Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ
1.1.

Повторение пройденного материала.

Итого по разделу

6

Раздел 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
2.1.

Основные функции русского языка.

1

0

0

Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры
использования русского языка как государственного языка Российской Федерации
и как языка межнационального общения (в рамках изученного);
Извлекать информацию из различных источников;

Устный опрос;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

2.2.

Литературный язык.

2

0

0

Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры
использования русского языка как государственного языка Российской Федерации
и как языка межнационального общения (в рамках изученного);
Извлекать информацию из различных источников;

Устный опрос;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

Итого по разделу

3

Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ
3.1.

Виды речи.

2

0

0

Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных
наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной
литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение);
Выступать с сообщением на лингвистическую тему (в течение учебного года);
Создавать различные виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (в
течение учебного года);
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского
литературного языка (в течение учебного года);

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru
https://www.yaklass.ru
платформа «Учи.ру».

3.2.

Монолог и диалог. Их разновидности.

3

0

1

;
Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных
наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной
литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение);
Выступать с сообщением на лингвистическую тему (в течение учебного года);
Создавать различные виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (в
течение учебного года);
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского
литературного языка (в течение учебного года);

Практическая
работа;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

Итого по разделу

5

Раздел 4. ТЕКСТ
4.1.

Информационная переработка текста.

7

0

0

Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение); характеризовать особенности описания
как типа речи;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru
https://www.yaklass.ru
платформа «Учи.ру».

4.2.

Функциональносмысловые типы речи.

3

0

0

Проводить информационную переработку текста: составлять план прочитанного
текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего
воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru
https://www.yaklass.ru
платформа «Учи.ру».

4.3.

Виды описания.

6

1

1

Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение); характеризовать особенности описания
как типа речи;
Создавать текст-описание: устно и письменно описывать внешность человека,
помещение, природу, местность, действие;

Практическая
работа;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

4.4.

Смысловой анализ текста.

7

1

0

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам
(наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и
относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к
функциональносмысловому типу речи; его композиционных особенностей,
количества микротем и абзацев;
Проводить информационную переработку текста: составлять план прочитанного
текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего
воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
Выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном
тексте;

Практическая
работа;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

Итого по разделу:

23

Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА
5.1.

Официально деловой стиль. Жанры.

6

0

1

Характеризовать особенности официально-делового и научно-учебного стилей;
Перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения;
Анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ; заявление, расписка;
словарная статья, научное сообщение);
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание) с опорой на жизненный и читательский опыт;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru
https://www.yaklass.ru
платформа «Учи.ру».

5.2.

Научный стиль. Жанры.

6

0

1

Характеризовать особенности официально-делового и научно-учебного стилей;
Перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения;
Анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ; заявление, расписка;
словарная статья, научное сообщение);
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание) с опорой на жизненный и читательский опыт;

Устный опрос;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

Различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные,
диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

Итого по разделу:

12

Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА: ЛЕКСИКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
6.1.

Группы лексики по происхождению.

2

0

0

6.2.

Активный и пассивный запас лексики.

2

0

0

Выбирать лексические средства в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться
словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с
точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
использовать толковые словари;
Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского
литературного языка;

Тестирование;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

6.3.

Лексика
с точки зрения сферы употребления.

4

0

0

Определять стилистическую окраску слова;

Устный опрос;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

6.4.

Стилистическая окраска слова.

4

0

1

различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному
запасу: неологизмы, устаревшие слова;

Практическая
работа;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

6.5.

Лексические средства выразительности.

6

1

0

Определять стилистическую окраску слова;
Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное
коммуникативное назначение в художественном тексте;
Определять основания для сравнения и сравнивать эпитеты, метафоры,
олицетворения;
Проводить лексический анализ слов;
Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значение, речевую
ситуацию употребления;

Практическая
работа;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

6.6.

Лексические словари

2

0

0

Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и
заимствованные слова;
различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному
запасу: неологизмы, устаревшие слова;

Практическая
работа;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

Итого по разделу:

20

Раздел 7. СИСТЕМА ЯЗЫКА: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ
7.1.

Виды морфем.

2

0

0

Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять
производящую основу;
Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части
речи в другую);

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

7.2.

Основные способы образования
слов в русском языке.

5

1

0

Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять
производящую основу;
Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части
речи в другую);
Определять основания для сравнения и сравнивать слова, образованные разными
способами;
Проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов;
Проводить орфографический анализ сложных и сложносокращѐнных слов;
Проводить орфографический анализ слов с корнем -кас- — -кос- с чередо- ванием а
// о, слов с приставками пре- и при-;

Устный опрос;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

7.3.

Правописание сложных и
сложносокращѐнных слов.

Итого по разделу:

7

1

0

Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять
производящую основу;
Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части
речи в другую);
Определять основания для сравнения и сравнивать слова, образованные разными
способами;
Проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов;
Проводить орфографический анализ сложных и сложносокращѐнных слов;
Проводить орфографический анализ слов с корнем -кас- — -кос- с чередо- ванием а
// о, слов с приставками пре- и при-;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Диктант;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

14

Раздел 8. СИСТЕМА ЯЗЫКА: МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ
8.1.

Имя существительное

10

1

0

Характеризовать особенности словообразования имѐн существительных;
Проводить орфоэпический анализ имѐн существительных (выявлять особенности
произношения, постановки ударения (в рамках изученного), анализировать
особенности словоизменения имѐн существительных;
Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами;
Проводить морфологический анализ имѐн существительных;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Диктант;;

https://resh.edu.ru
https://www.yaklass.ru
платформа «Учи.ру».

8.2.

Имя прилагательное

15

2

0

Распознавать качественные, относительные и притяжательные имена
прилагательные, степени сравнения качественных имѐн прилагательных;
Анализировать особенности словообразования имѐн прилагательных;
Проводить орфоэпический анализ имѐн прилагательных, выявлять особенности
произношения имѐн прилагательных, ударения (в рамках изученного);
Проводить орфографический анализ имѐн прилагательных с н и нн, имѐн
прилагательных с суффиксами -к- и -ск-, сложных имѐн прилагательных;
Проводить морфологический анализ имѐн прилагательных;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Диктант;;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

8.3.

Имя числительное

23

2

1

Распознавать числительные;
Определять общее грамматическое значение имени числительного;
Различать количественные (целые, дробные, собирательные) и порядковые имена
числительные;
Различать простые, сложные, составные имена числительные;
Склонять числительные и характеризовать особенности склонения,
словообразования и синтаксических функций числительных;
Характеризовать роль имѐн числительных в речи, особенности употребления в
научных текстах, деловой речи;
Анализировать примеры употребления собирательных имѐн числительных;
Проводить орфографический анализ имѐн числительных, в том числе написание ь в
именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное,
дефисное написание числительных; написание окончаний числительных;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Диктант;;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

8.4.

Местоименение

15

1

0

Распознавать местоимения;
Определять общее грамматическое значение местоимения;
Различать разряды местоимений;
Характеризовать особенности склонения местоимений, словообразования
местоимений, синтаксических функций местоимений, роли в речи;
Анализировать примеры употребления местоимений с точки зрения соответствия
требованиям русского речевого этикета;
Анализировать примеры употребления местоимения 3-го лица с точки зрения
соответствия смыслу предшествующего текста;
Редактировать небольшие тексты, где употребление местоимения приводит к
речевой ошибке (устранять двусмысленность, неточность);
Проводить орфографический анализ местоимений с не и ни;
Анализировать примеры слитного, раздельного и дефисного написания
местоимения;
Проводить морфологический анализ местоимений;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Диктант;;

https://resh.edu.ru
https://www.yaklass.ru
платформа «Учи.ру».

8.5.

Глагол

36

3

0

Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы;
Определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и
повелительном наклонении;
Различать безличные и личные глаголы;
Анализировать примеры использования личных глаголов в безличном значении;
Проводить орфографический анализ глаголов с ь в формах повелительного
наклонения;
Применять нормы правописания глаголов с изученными орфограммами;
Проводить морфологический анализ глаголов;

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Диктант;;

yaklass.ru
http://window.edu.ru
https://resh.edu.ru

1

0

повторение и закрепление полученных знаний

Устный опрос;

https://resh.edu.ru
https://www.yaklass.ru
платформа «Учи.ру».

Итого по разделу:

99

Раздел 9. ПОВТОРЕНИЕ
9.1.

Повторение пройденного материала

Итого по разделу:

6

6

Раздел 10. СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
10.1.

Сочинения (в течение года)

6

1

0

10.2.

Изложения (в течение года)

4

1

0

10.3.

Контрольные и проверочные работы (в
течение года)

6

0

0

18

6

Итого по разделу:

16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

204

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

Русский язык —
государственный язык
Российской Федерации

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

2.

Русский язык — язык
межнационального
общения

1

Устный опрос;

3.

Понятие о литературном
языке

1

Устный опрос;

4.

Повторение изученного в 5
классе. Смысловой,
речеведческий, языковой
анализ текста

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

5.

Употребление Ь и Ъ

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

6.

Правописание корней

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

1

Устный опрос;

7.

Правописание приставок

8.

Правописание суффиксов

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

9.

Слитное и раздельное
написание не с глаголами,
существительными и
прилагательными

1

Письменный
контроль;

10.

Изложение

1

11.

Виды речи. Монолог и
диалог. .Монолог-описание

1

Практическая
работа;

12.

Монолог-повествование

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

13.

Монолог-рассуждение

1

Устный опрос;

1

Изложение;

14.

Сообщение на
лингвистическую тему

1

Практическая
работа;

15.

Виды диалога: побуждение
к действию, обмен
мнениями

1

Устный опрос;

16.

Текст, его основные
признаки и
композиционные
особенности. Микротема.
Абзац

1

Устный опрос;

17.

Способы связи
предложений в тексте.
Последовательная и
параллельная связь

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

18.

Способы связи
предложений в тексте.
Параллельная связь

1

Устный опрос;

19.

Лексические средства связи 1
предложений в тексте

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

20.

Морфологические средства 1
связи предложений в тексте

Письменный
контроль;
Устный опрос;

21.

Языковые средства
выразительности в тексте

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

22.

Главная и второстепенная
информация текста

1

Устный опрос;

23.

Простой план текста

1

Устный опрос;

24.

Сложный план текста

1

Тестирование;

25.

Назывной план текста

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

26.

Вопросный план текста

1

Устный опрос;

27.

Пересказ текста

1

Устный опрос;

28.

Описание как тип речи

1

Тестирование;

29.

Описание внешности
человека

1

Устный опрос;

30.

Сочинение, включающее
описание внешности
человека. Практикум

1

Практическая
работа;

31.

Описание помещения

1

Устный опрос;

32.

Сочинение, включающее
описание помещения.
Практикум

1

Практическая
работа;

33.

Описание природы

1

Устный опрос;

34.

Сочинение, включающее
описание природы.
Практикум

1

Практическая
работа;

35.

Описание местности

1

Устный опрос;

36.

Сочинение, включающее
описание местности.
Практикум

1

Практическая
работа;

37.

Описание действий

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

38.

Сочинение, включающее
описание действий.
Практикум

1

Практическая
работа;

39.

Сочинение

1

40.

Особенности официальноделового стиля

1

Практическая
работа;

41.

Жанры официальноделового стиля. Заявление

1

Письменный
контроль;

42.

Жанры официальноделового стиля. Расписка

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

43.

Особенности научного
стиля

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

44.

Разграничение текстов
делового и научного стиля

1

Практическая
работа;

45.

Жанры научного стиля.
Научное сообщение

1

Устный опрос;

1

Сочинение;

46.

Научное сообщение на
лингвистическую тему

1

Письменный
контроль;

47.

Жанры научного стиля.
Словарная статья.
Требования к составлению
словарной статьи

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

48.

Создание словарной статьи. 1
Практикум (мини-проект)

49.

Смысловой анализ текста
1
официально-делового стиля
(расписка, заявление)

Устный опрос;

50.

Смысловой анализ текста
научного стиля (научное
сообщение)

1

Устный опрос;

51.

Смысловой анализ текста
художественного стиля
(рассказ)

1

Устный опрос;

52.

Лексика русского языка с
точки зрения еѐ
происхождения. Исконно
русские слова

1

Письменный
контроль;

53.

Лексика русского языка с
точки зрения еѐ
происхождения.
Заимствованные слова

1

;
Письменный
контроль;
Устный опрос;

54.

Лексика русского языка с
точки зрения
принадлежности к
активному и пассивному
запасу. Устаревшие слова.
Историзмы

1

Устный опрос;

55.

Лексика русского языка с
точки зрения
принадлежности к
активному и пассивному
запасу. Устаревшие слова.
Архаизмы

1

Устный опрос;

1

Устный опрос;

56.

Лексика русского языка с
точки зрения
принадлежности к
активному и пассивному
запасу. Неологизмы

1

Устный опрос;

57.

Общеупотребительные
слова

1

Устный опрос;

58.

Слова ограниченной сферы 1
употребления. Диалектизмы

Письменный
контроль;

59.

Профессионализмы

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

60.

Термины

1

Устный опрос;

61.

Жаргонизмы

1

Устный опрос;

62.

Стилистические пласты
лексики: стилистически
нейтральная, высокая
лексика

1

Письменный
контроль;

63.

Стилистические пласты
1
лексики: сниженная лексика

64.

Изложение

1

65.

Лексический анализ слова

1

Тестирование;

66.

Фразеологизмы. Их
признаки и значение

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

67.

Употребление лексических
средств в соответствии с
ситуацией общения

1

Устный опрос;

68.

Лексические словари. Виды 1
лексических словарей.
Словарная статья

Письменный
контроль;
Устный опрос;
1

Изложение;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

69.

Оценка своей и чужой речи
с точки зрения точного,
уместного и
выразительного
словоупотребления.
Лексические ошибки,
связанные с нарушением
точного
словоупотребления.
Использование толковых
словарей в процессе
редактирования текста

1

Устный опрос;

70.

Эпитет

1

Устный опрос;

71.

Метафора

1

Устный опрос;

72.

Олицетворение

1

Устный опрос;

73.

Проверочная работа по
теме "Лексикология и
фразеология"

1

74.

Морфемика и
словообразование как
разделы лингвистики.
Состав слова (повторение)

1

75.

Формообразующие и
1
словообразующие морфемы

Практическая
работа;

76.

Производящая основа

Устный опрос;

77.

Основные способы
1
образования слов в русском
языке. Приставочный
способ

Письменный
контроль;

78.

Суффиксальный способ
1
образования слов в русском
языке

Письменный
контроль;
Устный опрос;

79.

Приставочно1
суффиксальный способ
образования слов в русском
языке

;
Письменный
контроль;
Устный опрос;

80.

Бессуффиксный способ
1
образования слов в русском
языке

Устный опрос;

1

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

81.

Сложение как способ
словообразования

1

Тестирование;

82.

Переход из одной части
речи в другую как способ
словообразования

1

Устный опрос;

83.

Правописание сложных и
сложносокращѐнных слов

1

Письменный
контроль;

84.

Сочинение

1

85.

Морфемный и
словообразовательный
анализ слов

1

86.

Правописание корня -КАС 1
— -КОС- с чередованием А
// О

Устный опрос;

87.

Правописание приставки
ПРЕ-

1

Тестирование;

88.

Правописание приставки
ПРИ-

1

Письменный
контроль;

89.

Проверочная работа по
теме "Словообразование"

1

90.

Морфология как раздел
лингвистики. Части речи в
русском языке. Части речи
и члены предложения

1

Устный опрос;

91.

Имя существительное как
часть речи (повторение
изученного в 5 кл.).
Морфологический анализ
имени существительного

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

92.

Особенности
словообразования имѐн
существительных

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

93.

. Нормы произношения
имѐн существительных,
нормы постановки
ударения

1

Устный опрос;

94.

Нормы словоизменения
имѐн существительных в
именительном падеже
множественного числа

1

Устный опрос;

1

Сочинение;
Письменный
контроль;

1

Диктант;

95.

Нормы словоизменения
имѐн существительных в
родительном падеже
множественного числа

1

Устный опрос;

96.

Нормы словоизменения
сложных имѐн
существительных с первой
частью ПОЛ-

1

Практическая
работа;

97.

Нормы употребления
несклоняемых имѐн
существительных

1

98.

Нормы словоизменения
существительных общего
рода

1

Устный опрос;

99.

Нормы слитного и
1
дефисного написания ПОЛи ПОЛУ- со словами

Устный опрос;

1

Практическая
работа;

100. Проверочная работа по
теме "Имя
существительное"

1

101. Имя прилагательное как
часть речи (повторение
изученного в 5 классе)

1

Практическая
работа;

102. Качественные имена
прилагательные

1

Устный опрос;

103. Относительные имена
прилагательные

1

Письменный
контроль;

104. Притяжательные имена
прилагательные

1

Тестирование;

105. Степени сравнения
качественных имѐн
прилагательных.
Сравнительная степень

1

Устный опрос;

106. Степени сравнения
качественных имѐн
прилагательных.
Превосходная степень

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

107. Словообразование имѐн
прилагательных

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

1

Контрольная
работа;

108. Морфологический анализ
имѐн прилагательных

1

Устный опрос;

109. Правописание Н и НН в
именах прилагательных

1

Письменный
контроль;

110. Правописание Н и НН в
именах прилагательных
(закрепление). Практикум

1

Тестирование;

111. Различение на письме
суффиксов прилагательных
К и СК

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

112. Правописание сложных
имѐн прилагательных

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

113. Правописание сложных
1
имѐн
прилагательных.Практикум.

Письменный
контроль;

114. Нормы произношения имен 1
прилагательных, нормы
постановки ударения

Тестирование;

115. Обобщение изученного по 1
теме "Имя прилагательное".
Практикум

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

116. Проверочная работа по
теме "Имя прилагательное"

1

Контрольная
работа;

1

117. Имя числительное как часть 1
речи.

Устный опрос;

118. Синтаксические функции
имѐн числительных

1

Устный опрос;

119. Разряды имѐн
1
числительных по значению.
Количественные
числительные

Устный опрос;

120. Порядковые числительные

Письменный
контроль;

1

121. Разряды имѐн
1
числительных по строению:
простые, сложные,
составные.
Словообразование имѐн
числительных

Устный опрос;

122. Склонение количественных 1
числительных

Письменный
контроль;
Устный опрос;

123. Склонение порядковых
имѐн числительных

1

Устный опрос;

124. Количественные
числительные. Разряды
количественных
числительных (целые,
дробные, собирательные)

1

Устный опрос;

125. Числительные,
1
обозначающие целые числа,
их склонение, правописание

Устный опрос;

126. Дробные числительныеих
склонение, правописание,

1

Устный опрос;

127. Собирательные
числительные, их
склонение

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

128. Нормы употребления
собирательных
числительных

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

129. Сочинение

1

130. Нормы словообразование
имѐн числительных

1

Письменный
контроль;

131. Особенности употребления
числительных в научных
текстах

1

Практическая
работа;

132. .Особенности употребления 1
числительных в деловой
речи
133.

Устное научное
1
сообщение - представление
содержания таблиц и схем в
виде текста, содержащего
имена числительные

1

Сочинение;

Тестирование;

Письменный
контроль;

134. Морфологический анализ
имѐн числительных

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

135. Написание ь в именах
числительных

1

Устный опрос;

136. Написание двойных
согласных в именах
числительных

1

Устный опрос;

137. Слитное, раздельное,
дефисное написание
числительных

1

Устный опрос;

138. Нормы правописания
окончаний числительных

1

Устный опрос;

139. Орфографический анализ
имѐн числительных

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

140. Обобщение изученного по
теме "Имя числительное".
Практикум

1

Устный опрос;

141. Проверочная работа по
теме "Имя числительное"

1

142. Местоимение как часть
речи. Общее
грамматическое значение
местоимений

1

Устный опрос;

143. Синтаксические функции
местоимений

1

Письменный
контроль;

144. Разряды местоимений.
Личные местоимения

1

Письменный
контроль;

1

Контрольная
работа;

145. Употребление местоимений 1
в соответствии с
требованиями русского
речевого этикета.

Устный опрос;

146. Возвратное местоимение
себя

1

Письменный
контроль;

147. Притяжательные
местоимения

1

Устный опрос;

148. Указательные местоимения. 1

Письменный
контроль;

149. Определительные
местоимения

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

150. Вопросительные
местоимения

1

Устный опрос;

151. Относительные
местоимения

1

Практическая
работа;

152. Изложение

1

153. Неопределѐнные
местоимения

1

Устный опрос;

154. Отрицательные
местоимения

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

155. Нормы правописания
1
местоимений: правописание
местоимений с НЕ и НИ;
слитное, раздельное и
дефисное написание
местоимений

Письменный
контроль;
Устный опрос;

156. Словообразование
местоимений

1

Устный опрос;

157. Морфологический анализ
местоимений

1

Письменный
контроль;

158. Проверочная работа по
теме "Местоимение"

1

159. Глагол как часть речи
(обобщение изученного в 5
классе)

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

160. Глагол как часть речи
(обобщение изученного в 5
классе). Практикум

1

Зачет;

1

1

Изложение;

Диктант;

161. Словообразование глаголов 1

Письменный
контроль;

162. Переходные и
непереходные глаголы

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

163. Переходные и
непереходные глаголы.
Практикум

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

164. Возвратные глаголы

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

165. Возвратные глаголы.
Практикум

1

Тестирование;

166. Спряжение глагола
(повторение) Практикум

1

167. Разноспрягаемые глаголы

1

Устный опрос;

168. Разноспрягаемые глаголы.
Практикум.

1

Письменный
контроль;

169. Безличные глаголы.
Использование личных
глаголов в безличном
значении

1

Тестирование;

170. Безличные глаголы.
Использование личных
глаголов в безличном
значении. Практикум

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

171. Наклонение глаголов.
Изъявительное наклонение

1

Устный опрос;

172. Изъявительное
наклонение.Практикум.

1

Письменный
контроль;

173. Условное наклонение.

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

174. Условное наклонение.
Практикум.

1

Устный опрос;

175. Изложение

1

176. Повелительное наклонение

1

Устный опрос;

177. Повелительное
наклонение.Практикум.

1

Письменный
контроль;

178. Проверочная работа по
теме "Наклонения глагола"

1

179. Использование Ь как
показателя грамматической
формы повелительного
наклонения глагола

1

Тестирование;

180. Использование Ь как
показателя грамматической
формы повелительного
наклонения глагола.
Сочинение-миниатюра

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

1

1

1

Практическая
работа;

Изложение;

Контрольная
работа;

181. Нормы образования форм
1
повелительного наклонения
глагола

Практическая
работа;

182. Нормы образования форм
1
повелительного наклонения
глагола (закрепление).
Практикум

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

183. Употребление одного
наклонения в значении
другого. Практикум

1

Устный опрос;

184. Нормы ударения в
глагольных формах

1

Письменный
контроль;

185. Нормы ударения в
глагольных формах.
Практикум. Работа с
орфоэпическим словарѐм

1

186. Нормы словоизменения
глаголов (глаголы, не
имеющие формы 1 л. ед. ч.)

1

Практическая
работа;

187. Нормы словоизменения
глаголов (поласкает полощет, брызгает брызжет и т. п.)

1

Устный опрос;

188. Нормы словоизменения
глаголов (обобщение).
Практикум

1

Письменный
контроль;

189. Видо-временная
соотнесѐнность глагольных
форм в тексте

1

Тестирование;

190. Видо-временная
соотнесѐнность глагольных
форм в тексте
(закрепление). Практикум

1

191. Морфологический анализ
глагола

1

Зачет;

192. Морфологический анализ
глагола (закрепление).
Практикум

1

Тестирование;

1

1

Письменный
контроль;

Письменный
контроль;

193. Орфографический анализ
глаголов с орфограммами
(обобщение изученного в 5
классе)

Письменный
контроль;
Устный опрос;

1

194. Орфографический анализ
1
глаголов с Ь в формах
повелительного наклонения

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

195. Нормы правописания
глаголов с изученными
орфограммами (обобщение
изученного в 6 классе)

1

Устный опрос;

196. Орфографический анализ
глагола. Практикум

1

197. Проверочная работа по
теме "Глагол".

1

198. Повторение. Лексикология.
Фразеология (повторение
изученного в 6 классе)

1

Письменный
контроль;

199. Повторение. Морфемика.
Словообразование.
Орфография (повторение
изученного в 6 классе)

1

Зачет;

200. Повторение. Морфология
(повторение изученного в 6
классе)

1

Практическая
работа;

201. Повторение. Орфография.
Правописание имѐн
существительных, имѐн
прилагательных
(повторение изученного в 6
классе)

1

Письменный
контроль;
Устный опрос;

202. Повторение. Орфография.
Правописание имѐн
числительных,
местоимений, глаголов
(повторение изученного в 6
классе)

1

1

Письменный
контроль;

203. Итоговая контрольная
работа

1

1

Контрольная
работа;

1

1

Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

204. Повторение. Текст. Анализ
текста (повторение
изученного в 6 классе)

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

204

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
18

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие. Русский язык (в 2 частях), 6 класс/
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Егорова Н.В.Поурочные методические
разработки.М.:Просвещение 2021 г.
Макарова Б.В. Разноуровневые задания.М.:Просвещение 2021 г.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.: Просвещение, 2012.
Русский язык. Необычные диктанты. 5-7 классы. С.А. Брагина. Волгоград, 2009.
Мастер-класс учителя русского языка. Разработки уроков. 5-6 классы. Павликовская Н.И. – М.:
Глобус, 2010.
Уроки русского языка. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.:
Планета, 2010.
Сочинения. Правила составления текстов. Полный курс 5-6 классы. Родин И.О., Пименова Т.М. – М.:
АСТ: Астрель, 2011.
Обучение сочинению по картине. 5-9 классы. Баландина О.П. – Волгоград.: Учитель, 2012.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru http://rus.1september.ru/urok
http://www.gramota.ru
http: //ruslit.ioso.ru –
http://www.edu-all.ru/ http://ruslang.edu.ru/ http://www.ruscorpora.ru
http://yarus.aspu.ru
http://www russkoeslovo.org

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 676-43-62

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».