МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МКОУ "Могилевская СОШ им.Н. У Азизова " РАССМОТРЕНО МО учителей русского языка СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ______________Алиева К . А ______________Арзамулова Р. И ______________Маталова Р . М Протокол № Протокол № Приказ № от "" г. от "" г. от "" г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4074648) учебного предмета «Русский язык» для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Арзамулова Фатима Исаевна Учитель русского языка и литературы 2021 Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования. Учебным планом на изучение русского языка в 9 классе отводится - 102 ч. (3 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Общие сведения о языке Роль русского языка в Российской Федерации. Русский язык в современном мире. Язык и речь Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог (повторение). Виды речевой деятельности: говорение, письмо, аудирование, чтение (повторение). Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения, с опорой на жизненный и читательский опыт, на иллюстрации, фотографии, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры). Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста. Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) русского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Приёмы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями, справочной литературой. Текст Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте, в том числе сочетание элементов разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении. Особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи. Информационная переработка текста. Функциональные разновидности языка Функциональные разновидности современного русского языка: разговорая речь; функциональные стили: научный (научно-учебный), публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы (повторение, обобщение). Научный стиль. Сфера употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. Тезисы, конспект, реферат, рецензия. Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и др.). Синтаксис. Культура речи. Пунктуация Сложное предложение Понятие о сложном предложении (повторение). Классификация сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Сложносочинённое предложение Понятие о сложносочинённом предложении, его строении. Виды сложносочинённых предложений. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными смысловыми отношениями между частями. Употребление сложносочинённых предложений в речи. Грамматическая синонимия сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами. Нормы построения сложносочинённого предложения; нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях (обобщение). Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений. Сложноподчинённое предложение Понятие о сложноподчинённом предложении. Главная и придаточная части предложения. Союзы и союзные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов. Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Грамматическая синонимия сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места, времени. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. Нормы построения сложноподчинённого предложения; место придаточного определительного в сложноподчинённом предложении; построение сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным, присоединённым к главной части союзом чтобы, союзными словами какой, который. Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей. Нормы постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях. Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений. Бессоюзное сложное предложение Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Употребление бессоюзных сложных предложений в речи. Грамматическая синонимия бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи Типы сложных предложений с разными видами связи. Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи. Прямая и косвенная речь Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание. Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью; нормы постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании. Применение знаний по синтаксису и пунктуации в практике правописания. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения. Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Общие сведения о языке Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества; понимать внутренние и внешние функции русского языка и уметь рассказать о них. Язык и речь Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением. Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик). Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научноучебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов. Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140—160 слов; словарного диктанта объёмом 35—40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140—160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями). Текст Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста. Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи. Находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке. Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров. Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме. Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или объёмом не менее 6— 7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы. Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения — не менее 300 слов). Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста — целостность, связность, информативность). Функциональные разновидности языка Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля; основные особенности языка художественной литературы; особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении. Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка. Использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата. Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат. Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка. Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение. Система языка Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация Сложносочинённое предложение Выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые). Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями. Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в речи. Понимать основные нормы построения сложносочинённого предложения. Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами; использовать соответствующие конструкции в речи. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений. Применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях. Сложноподчинённое предложение Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения. Различать подчинительные союзы и союзные слова. Различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения. Выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели). Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей. Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами; использовать соответствующие конструкции в речи. Понимать основные нормы построения сложноподчинённого предложения, особенности употребления сложноподчинённых предложений в речи. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений. Применять нормы построения сложноподчинённых предложений и постановки знаков препинания в них. Бессоюзное сложное предложение Характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. Понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений. Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи; применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи. Понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи. Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи. Применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Прямая и косвенная речь Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью. Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание. Применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы всего контрольные практические работы работы 4 0 0 05.09.2022 12.09.2022 Повторение Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ 1.1. Повторение пройденного материала Итого по разделу: 4 Раздел 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ 2.1. Роль русского языка в Российской Федерации 2 0 0 13.09.2022 14.09.2022 Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества; Соблюдать в речи нормы современного русского литературного языка — государственного языка Российской Федерации (в течение учебного года); Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ 2.2. Русский язык в современном мире 2 0 0 19.09.2022 20.09.2022 Обнаруживать понимание внутренних и внешних функций русского языка и уметь Письменный рассказать о них; контроль; Приводить примеры, свидетельствующие о богатстве и выразительности русского языка; https://resh.edu.ru/ Итого по разделу 4 Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ 3.1. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая (повторение). 2 0 0 21.09.2022 26.09.2022 Определять основания для сравнения и сравнивать устную и письменную формы речи, монологическую и диалогическую речь; Создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы; выступать с научным сообщением (в течение учебного года); Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ 3.2. Виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо 2 0 0 27.09.2022 28.09.2022 Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (в течение учебного года); Владеть различными видами аудирования научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (в течение учебного года); Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ Итого по разделу 4 Раздел 4. ТЕКСТ 4.1. Текст и его признаки (обобщение). Функциональносмысловые типы речи (обобщение). 1 0 0 03.10.2022 Находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждениедоказательство, оценочные высказывания; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ 4.2. Смысловой анализ текста (обобщение). 1 0 0 04.10.2022 Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ 4.3. Информационная переработка текста Итого по разделу: 1 0 0 05.10.2022 Извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности; Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (в течение учебного года); Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста — целостность, связность, информативность); Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ 3 Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА 5.1. Функциональные разновидности языка. 1 0 0 10.10.2022 Опознавать и характеризовать отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка; Опознавать и характеризовать основные изобразительно-выразительные средства русского языка (метафору, эпитет, сравнение, гиперболу, олицетворение и др ); Выявлять отличительные особенности языка научного стиля в сравнении с другими функциональными разновидностями языка и другими функциональными стилями; Создавать тексты научного стиля, опираясь на знание требований к их содержанию и структуре; Письменный контроль; Контрольная работа; https://resh.edu.ru/ 5.2. Язык художественной литературы и его отличия от других функциональных разновидностей современного русского языка. 2 0 0 11.10.2022 Опознавать и характеризовать отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка; Выявлять отличительные особенности языка научного стиля в сравнении с другими функциональными разновидностями языка и другими функциональными стилями; Создавать тексты научного стиля, опираясь на знание требований к их содержанию и структуре; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ 5.3. Научный стиль 2 0 0 12.10.2022 Создавать тексты научного стиля, опираясь на знание требований к их содержанию и структуре; Анализировать содержание научно-учебного текста и осуществлять его информационную переработку: выделять главную и второстепенную информацию в тексте; Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; Письменный контроль; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ Итого по разделу: 5 Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА: СИНТАКСИС. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПУНКТУАЦИЯ 6.1. Сложное предложение 1 0 0 14.10.2022 Анализировать основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения; Опознавать и характеризовать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые); Письменный контроль; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ 6.2. Сложносочинённое предложение 12 1 2 17.10.2022 21.11.2022 Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения; Определять основания для сравнения и сравнивать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями; Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в речи; Письменный контроль; Устный опрос; https://resh.edu.ru/ 6.3. Сложноподчинённое предложение 27 2 2 22.11.2022 31.01.2023 Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения; Опознавать и характеризовать подчинительные союзы и союзные слова; Определять основания для сравнения и сравнивать сложноподчинённые предложения по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи; выявлять особенности их строения; Письменный контроль; Устный опрос; Контрольная работа; https://resh.edu.ru/ 6.4. Бессоюзное сложное предложение 16 2 3 01.02.2023 08.03.2023 Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений; Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи; Применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ 6.5. Сложные предложения 9 с разными видами союзной и бессоюзной связи 0 2 13.03.2023 29.03.2023 Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи; Соблюдать нормы построения сложных предложений с разными видами связи; Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ 6.6. Прямая и косвенная речь. Цитирование 0 0 30.03.2023 04.04.2023 Опознавать и характеризовать прямую и косвенную речь; Выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью; Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание; Письменный контроль; Контрольная работа; https://resh.edu.ru/ 2 2 05.04.2023 12.04.2023 Повторение Практическая работа; https://resh.edu.ru/ Итого по разделу: 4 69 Раздел 7. ПОВТОРЕНИЕ 7.1. Повторение пройденного материала Итого по разделу: 4 4 Раздел 8. СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ 8.1. Сочинения (в течение года) 3 3 0 8.2. Изложения (в течение года) 3 0 3 8.3. Контрольные и проверочные работы (в течение года) 3 0 3 10 17 Итого по разделу: 9 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. Международное значение 1 русского языка 0 0 02.09.2022 Письменный контроль; 2. Выборочное изложение по теме «В.И. Даль и его словарь». 1 0 0 05.09.2022 Письменный контроль; 3. Устная и письменная речь. 1 0 0 06.09.2022 Устный опрос; 4. Монолог, диалог. 1 0 1 07.09.2022 Письменный контроль; 5. Стили речи. 1 0 0 09.09.2022 Письменный контроль; 6. Простое предложение и его грамматическая основа. 1 0 0 12.09.2022 Письменный контроль; 7. Предложения с обособленными членами. 1 0 0 13.09.2022 Письменный контроль; 8. Сочинение по теме «Особая тишина музея». 1 0 0 14.09.2022 Письменный контроль; 9. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. 1 0 0 16.09.2022 Письменный контроль; 10. Изложение с продолжением по теме «Роль книги в современном мире». 1 0 0 19.09.2022 Письменный контроль; 11. Входной контрольный 1 диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе». 0 0 20.09.2022 Письменный контроль; 12. Анализ ошибок диктанта 1 0 0 21.09.2022 Письменный контроль; 13. Понятие о сложном предложении 1 0 0 23.09.2022 Письменный контроль; 14. Сложные и бессоюзные предложения. 1 0 0 26.09.2022 Письменный контроль; 15. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. 1 0 0 27.09.2022 Письменный контроль; 16. Устное сообщение по теме «Прекрасным может быть любой уголок природы». 1 0 0 28.09.2022 Письменный контроль; 17. Интонация сложного предложения. 1 0 0 30.09.2022 Письменный контроль; 18. Повторение по теме «Сложное предложение 1 0 0 03.10.2022 Письменный контроль; 19. Контрольная работа по теме «Сложное предложение. Пунктуация». 1 1 0 04.10.2022 Контрольная работа; 20. Анализ ошибок контрольной работы. 1 1 0 05.10.2022 Письменный контроль; 21. Сочинение по репродукции картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой». 1 1 0 07.10.2022 Сочинение; 22. Понятие о 1 сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. 0 0 10.10.2022 Письменный контроль; 23. Устное сообщение на заданную тему. 1 0 1 11.10.2022 Устный опрос; 24. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. 1 0 0 12.10.2022 Письменный контроль; 25. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. 1 0 0 14.10.2022 Письменный контроль; 26. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. 1 0 0 17.10.2022 Письменный контроль; 27. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. 1 0 0 18.10.2022 Письменный контроль; 28. Сочинение по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком…». 1 1 0 19.10.2022 Сочинение; 29. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. 1 0 0 21.10.2022 Письменный контроль; 30. Повторение по теме «Сложносочинённые предложения и пунктуация». 1 0 1 24.10.2022 Тестирование; 31. Контрольный диктант по теме «Пунктуация сложносочинённого предложения». 1 1 0 25.10.2022 Контрольная работа; 32. Понятие о сложноподчинённом предложении. 1 1 0 26.10.2022 Письменный контроль; 33. Отзыв о картине И. Тихого «Аисты». 1 0 1 28.10.2022 Практическая работа; 34. Союзы и союзные слова в 1 сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. 0 0 31.10.2022 Письменный контроль; 35. Сочинение по теме «В чём проявляется доброта?» 1 1 0 01.11.2022 Письменный контроль; 36. Проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». 1 1 0 02.11.2022 Тестирование; 37. Анализ ошибок работы 1 0 0 04.11.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 38. Сжатое изложение по 1 теме «Пушкин-писатель и Пушкин-художник». 0 1 07.11.2022 Изложение; 39. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. 1 0 0 08.11.2022 Письменный контроль; 40. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными 1 0 0 09.11.2022 Письменный контроль; 41. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными 1 0 0 11.11.2022 Письменный контроль; 42. Сжатое изложение по теме «Жан Батист Мольер». 1 0 1 14.11.2022 Изложение; 43. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». 1 0 1 15.11.2022 Изложение; 44. Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». 1 1 0 16.11.2022 Письменный контроль; 45. Анализ ошибок работы. 1 0 0 18.11.2022 Устный опрос; 46. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. 1 0 0 21.11.2022 Письменный контроль; 47. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, времени и места. 1 0 0 22.11.2022 Письменный контроль; 48. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, времени и места. 1 0 0 23.11.2022 Письменный контроль; 49. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки и следствия. 1 0 0 25.11.2022 Письменный контроль; 50. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки и следствия. 1 0 0 28.11.2022 Письменный контроль; 51. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными 1 0 0 29.11.2022 Письменный контроль; 52. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 1 0 1 30.11.2022 Практическая работа; 53. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 1 0 1 02.12.2022 Тестирование; 54. Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». 1 1 0 05.12.2022 Контрольная работа; 55. Анализ ошибок диктанта. 1 0 0 06.12.2022 Письменный контроль; 56. Сочинение на основе картины по теме «Родина». 1 0 1 07.12.2022 Письменный контроль; 57. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них 1 0 0 09.12.2022 Письменный контроль; 58. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них 1 0 0 12.12.2022 Письменный контроль; 59. Сообщение о 1 псевдонимах известных людей. Доклад о значении толкового словаря 0 1 13.12.2022 Письменный контроль; 60. Сжатое изложение по теме «Толковый словарь С.И. Ожегова». 1 1 0 14.12.2022 Изложение; 61. Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения. 1 0 0 16.12.2022 Письменный контроль; 62. Повторение по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений». 1 0 1 17.12.2022 Тестирование; 63. Контрольная работа по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений». 1 1 0 19.12.2022 Тестирование; 64. Анализ ошибок работы 1 0 0 20.12.2022 Письменный контроль; 65. Сочинение-рассуждение по теме «Подвиг». 1 1 0 21.12.2022 Сочинение; 66. Понятие о бессоюзном сложном предложении. 1 0 0 23.12.2022 Письменный контроль; 67. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. 1 0 0 24.12.2022 Письменный контроль; 68. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. 1 0 0 26.12.2022 Письменный контроль; 69. Подробное изложение по теме «Что такое искусство?» 1 0 1 27.12.2022 Изложение; 70. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. 1 0 0 28.12.2022 Письменный контроль; 71. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. 1 0 0 29.12.2022 Письменный контроль; 72. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. 1 0 0 11.01.2023 Письменный контроль; 73. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. 1 0 0 12.01.2023 Письменный контроль; 74. Сочинение по картине Н. Ромадина «Село Хмелёвка» – рассказ или отзыв (на выбор). 1 0 1 16.01.2023 Письменный контроль; 75. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. 1 0 0 17.01.2023 Письменный контроль; 76. Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания». 1 0 1 18.01.2023 Тестирование; 77. Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания». 1 0 1 20.01.2023 Зачет; 78. Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания». 1 1 0 23.01.2023 Письменный контроль; 79. Анализ ошибок работы 1 0 0 24.01.2023 Письменный контроль; 80. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях 1 0 0 25.01.2023 Устный опрос; 81. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. 1 0 0 27.01.2023 Письменный контроль; 82. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. 1 0 0 30.01.2023 Письменный контроль; 83. Сжатое изложение по теме «Власть». 1 1 0 31.01.2023 Письменный контроль; 84. Публичная речь 1 0 0 01.02.2023 Устный опрос; 85. Публичное выступление 1 по теме «Взрослые и мы». 0 0 03.02.2023 Устный опрос; 86. Повторение по теме 1 «Сложные предложения с различными видами связи». 0 1 06.02.2023 Практическая работа; 87. Повторение по теме 1 «Сложные предложения с различными видами связи». 0 1 07.02.2023 Тестирование; 88. Проверочный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи». 1 1 0 08.02.2023 Диктант; 89. Анализ ошибок диктанта. 1 0 0 10.02.2023 Письменный контроль; 90. Повторение. Фонетика и графика. 1 0 0 13.02.2023 Тестирование; 91. Повторение. Лексикология и фразеология. 1 0 0 14.02.2023 Письменный контроль; 92. Повторение. Морфемика и словообразование. 1 0 0 15.02.2023 Письменный контроль; 93. Повторение. Морфология. 1 0 0 17.02.2023 Письменный контроль; 94. Повторение. Синтаксис 1 0 0 20.02.2023 Письменный контроль; 95. Повторение. Синтаксис 1 0 0 21.02.2023 Письменный контроль; 96. Сжатое выборочное изложение по теме «Выбор пути». 1 1 0 22.02.2023 Письменный контроль; 97. Отзыв-рецензия на фильм. 1 0 0 24.02.2023 Практическая работа; 98. Повторение. Орфография и пунктуация. 1 0 0 27.02.2023 Письменный контроль; 99. Сочинение на свободную тему. 1 0 1 28.02.2023 Сочинение; 100. Итоговая работа за курс 9 класса. 1 1 0 02.03.2023 Зачет; 101. Анализ ошибок итоговой работы. 1 0 0 03.03.2023 Письменный контроль; 102. Итоги курса русского языка в 9 классе. 1 0 1 06.03.2023 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 18 20 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Воителева Т.М., Марченко О.Н., Смирнова Л.Г., Шамшин И.В. Русский родной язык, 9 класс/ ООО «Русское слово-учебник»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Богданова Г. А . Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений .- М . Просвещение . Контрольно-измерительные материалы . Русский язык 9 класс . ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://all.edu.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ справочники ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ .