МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МКОУ "Могилевская СОШ им.Н. У Азизова "
РАССМОТРЕНО
МО учителей русского языка
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Алиева К . А
______________Арзамулова Р. И
______________Маталова Р . М
Протокол №
Протокол №
Приказ №
от "" г.
от "" г.
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4074648)
учебного предмета
«Русский язык»
для 9 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Арзамулова Фатима Исаевна
Учитель русского языка и литературы
2021
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы
воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
Основной образовательной программы основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения
школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный
перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения
народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного
языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места
его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах
его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей
и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей,
мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому
языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;
проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и
хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования
социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о
стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного
языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к
речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения
различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных
умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления
определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик
информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его
назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и
литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего
образования.
Учебным планом на изучение русского языка в 9 классе отводится - 102 ч. (3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Роль русского языка в Российской Федерации.
Русский язык в современном мире.
Язык и речь
Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог (повторение).
Виды речевой деятельности: говорение, письмо, аудирование, чтение (повторение).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от темы и условий общения, с опорой на жизненный и читательский опыт, на
иллюстрации, фотографии, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста.
Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических,
орфографических, пунктуационных) русского литературного языка в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний.
Приёмы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями, справочной литературой.
Текст
Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте, в том числе сочетание элементов
разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении.
Особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к
различным функционально-смысловым типам речи.
Информационная переработка текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности современного русского языка: разговорая речь; функциональные
стили: научный (научно-учебный), публицистический, официально-деловой; язык художественной
литературы (повторение, обобщение).
Научный стиль. Сфера употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи,
языковые средства, характерные для научного стиля. Тезисы, конспект, реферат, рецензия.
Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей современного русского
языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование
изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных
разновидностей языка.
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их использование в речи
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и др.).
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении (повторение).
Классификация сложных предложений.
Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Сложносочинённое предложение
Понятие о сложносочинённом предложении, его строении.
Виды сложносочинённых предложений. Средства связи частей сложносочинённого предложения.
Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными смысловыми
отношениями между частями.
Употребление сложносочинённых предложений в речи. Грамматическая синонимия
сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами.
Нормы построения сложносочинённого предложения; нормы постановки знаков препинания в
сложных предложениях (обобщение).
Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений.
Сложноподчинённое предложение
Понятие о сложноподчинённом предложении. Главная и придаточная части предложения.
Союзы и союзные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов.
Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и
придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.
Грамматическая синонимия сложноподчинённых предложений и простых предложений с
обособленными членами.
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые
предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными
обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными места, времени.
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели и следствия. Сложноподчинённые
предложения с придаточными условия, уступки. Сложноподчинённые предложения с придаточными
образа действия, меры и степени и сравнительными.
Нормы построения сложноподчинённого предложения; место придаточного определительного в
сложноподчинённом предложении; построение сложноподчинённого предложения с придаточным
изъяснительным, присоединённым к главной части союзом чтобы, союзными словами какой,
который. Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и
последовательное подчинение придаточных частей.
Нормы постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений.
Бессоюзное сложное предложение
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных
сложных предложений. Употребление бессоюзных сложных предложений в речи. Грамматическая
синонимия бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в
бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в
бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и
следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
Типы сложных предложений с разными видами связи.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами союзной и
бессоюзной связи.
Прямая и косвенная речь
Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.
Цитирование. Способы включения цитат в высказывание.
Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью; нормы постановки знаков
препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании.
Применение знаний по синтаксису и пунктуации в практике правописания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми
в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными
в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка,
к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том
числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде
в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать
адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании
новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по
существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов,
разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом
самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация,
таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи
и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины
коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту
и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие
результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества; понимать внутренние и
внешние функции русского языка и уметь рассказать о них.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений,
личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы:
монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с
научным сообщением.
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен
мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе
лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научноучебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и
коммуникативным замыслом.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том
числе во время списывания текста объёмом 140—160 слов; словарного диктанта объёмом 35—40
слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140—160 слов, составленного с учётом ранее
изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение пятого года обучения
орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями).
Текст
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать
заголовок, отражающий тему или главную мысль текста.
Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.
Находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение-доказательство,
оценочные высказывания.
Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке.
Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.
Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или
прослушанному в устной и письменной форме.
Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том
числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или объёмом не менее 6—
7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную
мысль); классные сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера
темы.
Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и второстепенную
информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде
таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и
прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения
объём исходного текста должен составлять не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения
— не менее 300 слов).
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования
их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста —
целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка
Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи,
языковые средства, характерные для научного стиля; основные особенности языка художественной
литературы; особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в
художественном произведении.
Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их
сочетания в пределах одного текста; понимать особенности употребления языковых средств
выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи,
функциональным разновидностям языка.
Использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к
различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы
составления тезисов, конспекта, написания реферата.
Составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат.
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с
точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять
речевые недостатки, редактировать текст.
Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими
функциональными разновидностями языка. Распознавать метафору, олицетворение, эпитет,
гиперболу, сравнение.
Система языка
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Сложносочинённое предложение
Выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.
Распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения
(сложносочинённые и сложноподчинённые).
Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и
интонационное единство частей сложного предложения.
Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные
особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между
частями.
Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в речи.
Понимать основные нормы построения сложносочинённого предложения.
Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых предложений и простых
предложений с однородными членами; использовать соответствующие конструкции в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённых предложений.
Применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях.
Сложноподчинённое предложение
Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части
предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения.
Различать подчинительные союзы и союзные слова.
Различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между
главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности
их строения.
Выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые
предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места,
времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели).
Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей.
Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых предложений и простых
предложений с обособленными членами; использовать соответствующие конструкции в речи.
Понимать основные нормы построения сложноподчинённого предложения, особенности
употребления сложноподчинённых предложений в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений.
Применять нормы построения сложноподчинённых предложений и постановки знаков препинания в
них.
Бессоюзное сложное предложение
Характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения,
интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.
Понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения,
особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений.
Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных
предложений, использовать соответствующие конструкции в речи; применять нормы постановки
знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи
Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи.
Понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи.
Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами
связи.
Применять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами
связи.
Прямая и косвенная речь
Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной
речью.
Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание.
Применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
всего
контрольные практические
работы
работы
4
0
0
05.09.2022
12.09.2022
Повторение
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ
1.1.
Повторение пройденного материала
Итого по разделу:
4
Раздел 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
2.1.
Роль русского языка в Российской Федерации
2
0
0
13.09.2022
14.09.2022
Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества;
Соблюдать в речи нормы современного русского литературного языка —
государственного языка Российской Федерации (в течение учебного года);
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
2.2.
Русский язык в современном мире
2
0
0
19.09.2022
20.09.2022
Обнаруживать понимание внутренних и внешних функций русского языка и уметь Письменный
рассказать о них;
контроль;
Приводить примеры, свидетельствующие о богатстве и выразительности русского
языка;
https://resh.edu.ru/
Итого по разделу
4
Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ
3.1.
Речь устная и письменная, монологическая
и диалогическая (повторение).
2
0
0
21.09.2022
26.09.2022
Определять основания для сравнения и сравнивать устную и письменную формы
речи, монологическую и диалогическую речь;
Создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных
впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной
литературы; выступать с научным сообщением (в течение учебного года);
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
3.2.
Виды речевой деятельности:
аудирование, чтение, говорение, письмо
2
0
0
27.09.2022
28.09.2022
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (в течение учебного
года);
Владеть различными видами аудирования научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (в
течение учебного года);
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
Итого по разделу
4
Раздел 4. ТЕКСТ
4.1.
Текст и его признаки (обобщение).
Функциональносмысловые типы
речи (обобщение).
1
0
0
03.10.2022
Находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждениедоказательство, оценочные высказывания;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
4.2.
Смысловой анализ текста (обобщение).
1
0
0
04.10.2022
Создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к
прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
4.3.
Информационная переработка текста
Итого по разделу:
1
0
0
05.10.2022
Извлекать информацию из различных источников, в том числе из
лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной
деятельности;
Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание
прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых
типов речи (в течение учебного года);
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью
совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный
логический анализ текста — целостность, связность, информативность);
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
3
Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА
5.1.
Функциональные разновидности языка.
1
0
0
10.10.2022
Опознавать и характеризовать отличительные особенности языка художественной
литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;
Опознавать и характеризовать основные изобразительно-выразительные средства
русского языка (метафору, эпитет, сравнение, гиперболу, олицетворение и др );
Выявлять отличительные особенности языка научного стиля в сравнении с
другими функциональными разновидностями языка и другими функциональными
стилями;
Создавать тексты научного стиля, опираясь на знание требований к их
содержанию и структуре;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/
5.2.
Язык художественной литературы
и его отличия от других
функциональных разновидностей
современного русского языка.
2
0
0
11.10.2022
Опознавать и характеризовать отличительные особенности языка художественной
литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;
Выявлять отличительные особенности языка научного стиля в сравнении с
другими функциональными разновидностями языка и другими функциональными
стилями;
Создавать тексты научного стиля, опираясь на знание требований к их
содержанию и структуре;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
5.3.
Научный стиль
2
0
0
12.10.2022
Создавать тексты научного стиля, опираясь на знание требований к их
содержанию и структуре;
Анализировать содержание научно-учебного текста и осуществлять его
информационную переработку: выделять главную и второстепенную
информацию в тексте;
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по разделу:
5
Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА: СИНТАКСИС. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПУНКТУАЦИЯ
6.1.
Сложное предложение
1
0
0
14.10.2022
Анализировать основные средства синтаксической связи между частями сложного
предложения;
Опознавать и характеризовать сложные предложения с разными видами связи,
бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые);
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/
6.2.
Сложносочинённое предложение
12
1
2
17.10.2022
21.11.2022
Характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое,
структурное и интонационное единство частей сложного предложения;
Определять основания для сравнения и сравнивать смысловые отношения между
частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности
сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений
между частями;
Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в речи;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/
6.3.
Сложноподчинённое предложение
27
2
2
22.11.2022
31.01.2023
Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и
придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого
предложения;
Опознавать и характеризовать подчинительные союзы и союзные слова;
Определять основания для сравнения и сравнивать сложноподчинённые
предложения по характеру смысловых отношений между главной и придаточной
частями, структуре, синтаксическим средствам связи; выявлять особенности их
строения;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/
6.4.
Бессоюзное сложное предложение
16
2
3
01.02.2023
08.03.2023
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных
предложений;
Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и
союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в
речи;
Применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных
предложениях;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
6.5.
Сложные предложения
9
с разными видами союзной и бессоюзной связи
0
2
13.03.2023
29.03.2023
Распознавать типы сложных предложений с разными видами связи;
Соблюдать нормы построения сложных предложений с разными видами связи;
Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
6.6.
Прямая и косвенная речь. Цитирование
0
0
30.03.2023
04.04.2023
Опознавать и характеризовать прямую и косвенную речь;
Выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью;
Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru/
2
2
05.04.2023
12.04.2023
Повторение
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
Итого по разделу:
4
69
Раздел 7. ПОВТОРЕНИЕ
7.1.
Повторение пройденного материала
Итого по разделу:
4
4
Раздел 8. СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
8.1.
Сочинения (в течение года)
3
3
0
8.2.
Изложения (в течение года)
3
0
3
8.3.
Контрольные и проверочные работы (в
течение года)
3
0
3
10
17
Итого по разделу:
9
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
102
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
1.
Международное значение 1
русского языка
0
0
02.09.2022 Письменный
контроль;
2.
Выборочное изложение
по теме «В.И. Даль и его
словарь».
1
0
0
05.09.2022 Письменный
контроль;
3.
Устная и письменная
речь.
1
0
0
06.09.2022 Устный опрос;
4.
Монолог, диалог.
1
0
1
07.09.2022 Письменный
контроль;
5.
Стили речи.
1
0
0
09.09.2022 Письменный
контроль;
6.
Простое предложение и
его грамматическая
основа.
1
0
0
12.09.2022 Письменный
контроль;
7.
Предложения с
обособленными членами.
1
0
0
13.09.2022 Письменный
контроль;
8.
Сочинение по теме
«Особая тишина музея».
1
0
0
14.09.2022 Письменный
контроль;
9.
Обращения, вводные
слова и вставные
конструкции.
1
0
0
16.09.2022 Письменный
контроль;
10.
Изложение с
продолжением по теме
«Роль книги в
современном мире».
1
0
0
19.09.2022 Письменный
контроль;
11.
Входной контрольный
1
диктант по теме
«Повторение изученного в
8 классе».
0
0
20.09.2022 Письменный
контроль;
12.
Анализ ошибок диктанта
1
0
0
21.09.2022 Письменный
контроль;
13.
Понятие о сложном
предложении
1
0
0
23.09.2022 Письменный
контроль;
14.
Сложные и бессоюзные
предложения.
1
0
0
26.09.2022 Письменный
контроль;
15.
Разделительные и
выделительные знаки
препинания между
частями сложного
предложения.
1
0
0
27.09.2022 Письменный
контроль;
16.
Устное сообщение по
теме «Прекрасным может
быть любой уголок
природы».
1
0
0
28.09.2022 Письменный
контроль;
17.
Интонация сложного
предложения.
1
0
0
30.09.2022 Письменный
контроль;
18.
Повторение по теме
«Сложное предложение
1
0
0
03.10.2022 Письменный
контроль;
19.
Контрольная работа по
теме «Сложное
предложение.
Пунктуация».
1
1
0
04.10.2022 Контрольная
работа;
20.
Анализ ошибок
контрольной работы.
1
1
0
05.10.2022 Письменный
контроль;
21.
Сочинение по
репродукции картины Т.
Назаренко «Церковь
Вознесения на улице
Неждановой».
1
1
0
07.10.2022 Сочинение;
22.
Понятие о
1
сложносочинённом
предложении. Смысловые
отношения в
сложносочинённых
предложениях.
0
0
10.10.2022 Письменный
контроль;
23.
Устное сообщение на
заданную тему.
1
0
1
11.10.2022 Устный опрос;
24.
Сложносочинённые
предложения с
соединительными
союзами.
1
0
0
12.10.2022 Письменный
контроль;
25.
Сложносочинённые
предложения с
разделительными
союзами.
1
0
0
14.10.2022 Письменный
контроль;
26.
Сложносочинённые
предложения с
противительными
союзами.
1
0
0
17.10.2022 Письменный
контроль;
27.
Разделительные знаки
препинания между
частями
сложносочинённого
предложения.
1
0
0
18.10.2022 Письменный
контроль;
28.
Сочинение по
репродукции картины И.
Шишкина «На севере
диком…».
1
1
0
19.10.2022 Сочинение;
29.
Синтаксический и
пунктуационный разбор
сложносочинённого
предложения.
1
0
0
21.10.2022 Письменный
контроль;
30.
Повторение по теме
«Сложносочинённые
предложения и
пунктуация».
1
0
1
24.10.2022 Тестирование;
31.
Контрольный диктант по
теме «Пунктуация
сложносочинённого
предложения».
1
1
0
25.10.2022 Контрольная
работа;
32.
Понятие о
сложноподчинённом
предложении.
1
1
0
26.10.2022 Письменный
контроль;
33.
Отзыв о картине И.
Тихого «Аисты».
1
0
1
28.10.2022 Практическая
работа;
34.
Союзы и союзные слова в 1
сложноподчинённом
предложении. Роль
указательных слов в
сложноподчинённом
предложении.
0
0
31.10.2022 Письменный
контроль;
35.
Сочинение по теме «В
чём проявляется
доброта?»
1
1
0
01.11.2022 Письменный
контроль;
36.
Проверочная работа по
теме
«Сложноподчинённые
предложения».
1
1
0
02.11.2022 Тестирование;
37.
Анализ ошибок работы
1
0
0
04.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
38.
Сжатое изложение по
1
теме «Пушкин-писатель и
Пушкин-художник».
0
1
07.11.2022 Изложение;
39.
Сложноподчинённые
предложения с
придаточными
определительными.
1
0
0
08.11.2022 Письменный
контроль;
40.
Сложноподчинённые
предложения с
придаточными
изъяснительными
1
0
0
09.11.2022 Письменный
контроль;
41.
Сложноподчинённые
предложения с
придаточными
изъяснительными
1
0
0
11.11.2022 Письменный
контроль;
42.
Сжатое изложение по
теме «Жан Батист
Мольер».
1
0
1
14.11.2022 Изложение;
43.
Повторение по теме
«Сложноподчинённые
предложения с
придаточными
определительными и
изъяснительными».
1
0
1
15.11.2022 Изложение;
44.
Контрольная работа по
теме
«Сложноподчинённые
предложения с
придаточными
определительными и
изъяснительными».
1
1
0
16.11.2022 Письменный
контроль;
45.
Анализ ошибок работы.
1
0
0
18.11.2022 Устный опрос;
46.
Сложноподчинённые
предложения с
придаточными
обстоятельственными.
1
0
0
21.11.2022 Письменный
контроль;
47.
Сложноподчинённые
предложения с
придаточными цели,
причины, времени и
места.
1
0
0
22.11.2022 Письменный
контроль;
48.
Сложноподчинённые
предложения с
придаточными цели,
причины, времени и
места.
1
0
0
23.11.2022 Письменный
контроль;
49.
Сложноподчинённые
предложения с
придаточными условия,
уступки и следствия.
1
0
0
25.11.2022 Письменный
контроль;
50.
Сложноподчинённые
предложения с
придаточными условия,
уступки и следствия.
1
0
0
28.11.2022 Письменный
контроль;
51.
Сложноподчинённые
предложения с
придаточными образа
действия, меры и степени
и сравнительными
1
0
0
29.11.2022 Письменный
контроль;
52.
Повторение по теме
«Сложноподчинённые
предложения с
придаточными
обстоятельственными».
1
0
1
30.11.2022 Практическая
работа;
53.
Повторение по теме
«Сложноподчинённые
предложения с
придаточными
обстоятельственными».
1
0
1
02.12.2022 Тестирование;
54.
Контрольный диктант по
теме
«Сложноподчинённые
предложения с
придаточными
обстоятельственными».
1
1
0
05.12.2022 Контрольная
работа;
55.
Анализ ошибок диктанта.
1
0
0
06.12.2022 Письменный
контроль;
56.
Сочинение на основе
картины по теме
«Родина».
1
0
1
07.12.2022 Письменный
контроль;
57.
Сложноподчинённые
предложения с
несколькими
придаточными. Знаки
препинания при них
1
0
0
09.12.2022 Письменный
контроль;
58.
Сложноподчинённые
предложения с
несколькими
придаточными. Знаки
препинания при них
1
0
0
12.12.2022 Письменный
контроль;
59.
Сообщение о
1
псевдонимах известных
людей. Доклад о значении
толкового словаря
0
1
13.12.2022 Письменный
контроль;
60.
Сжатое изложение по
теме «Толковый словарь
С.И. Ожегова».
1
1
0
14.12.2022 Изложение;
61.
Синтаксический и
пунктуационный разборы
сложноподчинённого
предложения.
1
0
0
16.12.2022 Письменный
контроль;
62.
Повторение по теме
«Основные группы
сложноподчинённых
предложений».
1
0
1
17.12.2022 Тестирование;
63.
Контрольная работа по
теме «Основные группы
сложноподчинённых
предложений».
1
1
0
19.12.2022 Тестирование;
64.
Анализ ошибок работы
1
0
0
20.12.2022 Письменный
контроль;
65.
Сочинение-рассуждение
по теме «Подвиг».
1
1
0
21.12.2022 Сочинение;
66.
Понятие о бессоюзном
сложном предложении.
1
0
0
23.12.2022 Письменный
контроль;
67.
Интонация в бессоюзных
сложных предложениях.
1
0
0
24.12.2022 Письменный
контроль;
68.
Бессоюзные сложные
предложения со
значением перечисления.
Запятая и точка с запятой
в бессоюзных сложных
предложениях.
1
0
0
26.12.2022 Письменный
контроль;
69.
Подробное изложение по
теме «Что такое
искусство?»
1
0
1
27.12.2022 Изложение;
70.
Бессоюзные сложные
предложения со
значением причины,
пояснения, дополнения.
Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении.
1
0
0
28.12.2022 Письменный
контроль;
71.
Бессоюзные сложные
предложения со
значением причины,
пояснения, дополнения.
Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении.
1
0
0
29.12.2022 Письменный
контроль;
72.
Бессоюзное сложное
предложение со
значением
противопоставления,
времени, условия и
следствия. Тире в
бессоюзном сложном
предложении.
1
0
0
11.01.2023 Письменный
контроль;
73.
Бессоюзное сложное
предложение со
значением
противопоставления,
времени, условия и
следствия. Тире в
бессоюзном сложном
предложении.
1
0
0
12.01.2023 Письменный
контроль;
74.
Сочинение по картине Н.
Ромадина «Село
Хмелёвка» – рассказ или
отзыв (на выбор).
1
0
1
16.01.2023 Письменный
контроль;
75.
Синтаксический и
пунктуационный разбор
бессоюзного сложного
предложения.
1
0
0
17.01.2023 Письменный
контроль;
76.
Повторение по теме
«Бессоюзное сложное
предложение. Знаки
препинания».
1
0
1
18.01.2023 Тестирование;
77.
Повторение по теме
«Бессоюзное сложное
предложение. Знаки
препинания».
1
0
1
20.01.2023 Зачет;
78.
Контрольная работа по
теме «Бессоюзное
сложное предложение.
Знаки препинания».
1
1
0
23.01.2023 Письменный
контроль;
79.
Анализ ошибок работы
1
0
0
24.01.2023 Письменный
контроль;
80.
Употребление союзной
(сочинительной и
подчинительной) и
бессоюзной связи в
сложных предложениях
1
0
0
25.01.2023 Устный опрос;
81.
Знаки препинания в
сложных предложениях с
различными видами
связи.
1
0
0
27.01.2023 Письменный
контроль;
82.
Синтаксический и
пунктуационный разбор
сложного предложения с
различными видами
связи.
1
0
0
30.01.2023 Письменный
контроль;
83.
Сжатое изложение по
теме «Власть».
1
1
0
31.01.2023 Письменный
контроль;
84.
Публичная речь
1
0
0
01.02.2023 Устный опрос;
85.
Публичное выступление
1
по теме «Взрослые и мы».
0
0
03.02.2023 Устный опрос;
86.
Повторение по теме
1
«Сложные предложения с
различными видами
связи».
0
1
06.02.2023 Практическая
работа;
87.
Повторение по теме
1
«Сложные предложения с
различными видами
связи».
0
1
07.02.2023 Тестирование;
88.
Проверочный диктант по
теме «Сложные
предложения с
различными видами
связи».
1
1
0
08.02.2023 Диктант;
89.
Анализ ошибок диктанта.
1
0
0
10.02.2023 Письменный
контроль;
90.
Повторение. Фонетика и
графика.
1
0
0
13.02.2023 Тестирование;
91.
Повторение.
Лексикология и
фразеология.
1
0
0
14.02.2023 Письменный
контроль;
92.
Повторение. Морфемика
и словообразование.
1
0
0
15.02.2023 Письменный
контроль;
93.
Повторение. Морфология. 1
0
0
17.02.2023 Письменный
контроль;
94.
Повторение. Синтаксис
1
0
0
20.02.2023 Письменный
контроль;
95.
Повторение. Синтаксис
1
0
0
21.02.2023 Письменный
контроль;
96.
Сжатое выборочное
изложение по теме
«Выбор пути».
1
1
0
22.02.2023 Письменный
контроль;
97.
Отзыв-рецензия на фильм. 1
0
0
24.02.2023 Практическая
работа;
98.
Повторение. Орфография
и пунктуация.
1
0
0
27.02.2023 Письменный
контроль;
99.
Сочинение на свободную
тему.
1
0
1
28.02.2023 Сочинение;
100. Итоговая работа за курс 9
класса.
1
1
0
02.03.2023 Зачет;
101. Анализ ошибок итоговой
работы.
1
0
0
03.03.2023 Письменный
контроль;
102. Итоги курса русского
языка в 9 классе.
1
0
1
06.03.2023 Устный опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
102
18
20
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Воителева Т.М., Марченко О.Н., Смирнова Л.Г., Шамшин И.В. Русский родной язык, 9 класс/ ООО
«Русское слово-учебник»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Богданова Г. А . Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы : пособие для учителей
общеобразовательных учреждений .- М . Просвещение .
Контрольно-измерительные материалы . Русский язык 9 класс .
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://all.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
справочники
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
.