МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МО "Хасавюртовский район"
МБОУ "Могилевская СОШ им. Н.У. Азизова"
РАССМОТРЕНО
на заседании методобъединения
музыки,изо
______________Минакова О.А
Протокол №1
от "" г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Арзамулова Р.И
______________Маталова Р.М
Протокол №1
Приказ №20
от ""
от "" г.
г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3987596)
учебного предмета
«Музыка»
для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Шарулаева Эльмира Александровна
учитель музыки
с.Могилевское 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 8 класса основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учѐтом распределѐнных по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,
Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщѐнности, с другой — глубокая степень психологической вовлечѐнности личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождѐнных в предыдущие века и отражѐнных в народной, духовной музыке, произведениях
великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете
целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свѐрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребѐнка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребѐнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной
образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учѐтом особенностей конкретного
региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе
примерное распределение учебного времени на изучение определѐнного раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребѐнка, развития его
психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребѐнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики еѐ воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность
парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приѐмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства
родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерѐдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаѐтся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведѐнных на изучение предмета «Музыка» в 8 классе, составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Семейный фольклор
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачипричитания.
Наш край сегодня
Современная музыкальная культура родного края.
Гимн республики, города (при наличии). Земляки — композиторы, исполнители, деятели культуры.
Театр, филармония, консерватория.
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Театральные жанры
Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал.
Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие
сюжета. Лейтмотивы.
Роль оркестра в музыкальном спектакле
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Русский балет
Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев,
И.Ф.Стравинский, Р.К.Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Русская музыка — взгляд в будущее
Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е.Мурзина, электронная
музыка (на примере творчества А.Г.Шнитке, Э.Н.Артемьева и др.).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкальный стиль
Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приѐмов, музыкального
языка. (На примере творчества В.А.Моцарта, К.Дебюсси, А.Шѐнберга и др.).
Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ» Джаз
Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг,
синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая
сетка, импровизация).
Мюзикл
Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф.Лоу,
Р.Роджерса, Э.Л.Уэббера и др.).
Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трѐх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений
отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению
истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную
культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражѐнных в
лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в
соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражѐнными в них; активное участие в
музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного
края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов,
культурно-просветительских акций, в качестве волонтѐра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
воспринимать музыкальное искусство с учѐтом моральных и духовных ценностей этического и
религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться
принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов,
фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей
действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности
творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной,
социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности
на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической,
публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование
доступного объѐма специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе
музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своѐ
эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные
интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного
общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учѐбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы
музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в
учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том
числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового,
способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на
перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки
управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать
основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других
элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили
музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств,
используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведѐнного слухового
наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе
исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных
явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения,
слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учѐтом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема,
презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность
когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной
деятельности — музыкального мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоциональнообразное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в
передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного
выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как
полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
выражать своѐ мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и
письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать
благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в
процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического
опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной
деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчѐта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в
части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к
поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины
неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретѐнному опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости),
отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать
возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной
жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
признавать своѐ и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней
самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной
культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном
общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в
актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную
связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры,
испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности
(разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные
интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,
понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры
своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и
настроения, включѐнного в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов
развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих
коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой
родины.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и
инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и
музыкально-театральных жанров.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение,
исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей
(барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее
известных сочинений.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов,
входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Репертуар
всего контрольные практические для
работы
работы
слушания
для
для
пения музицирования
Виды деятельности
Дата
изучения
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла. Изучение
особенностей их исполнения и звучания. Определение на слух жанровой
принадлежности, анализ символики традиционных образов.;
Устный
опрос;
РЭШ
Разучивание и исполнение гимна республики, города; песен местных
композиторов.;
Зачет;
РЭШ
Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов.;
Устный
опрос;
РЭШ
Поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях
российских балетных трупп за рубежом.;
Зачет;
РЭШ
Обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях
музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль
эпохи и т. д.).;
Устный
опрос;
РЭШ
Слушание образцов электронной музыки. Дискуссия о значении
технических средств в создании современной музыки.;
Зачет;
РЭШ
Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и
направлениями (регтайм, биг-бэнд, блюз).;
Устный
опрос;
РЭШ
Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных
СМИ.;
Зачет;
РЭШ
Модуль 1. Музыка моего края
1.1.
Семейный фольклор
5
1.2. Наш край сегодня
3
Итого по модулю
8
1
Модуль 2. Жанры музыкального искусства
2.1.
Театральные жанры
Итого по модулю
3
3
Модуль 3. Русская классическая музыка
3.1. Русский балет
4
Итого по модулю
4
Модуль 4. Европейская классическая музыка
4.1.
Музыкальный стиль
Итого по модулю
4
4
Модуль 5. Русская классическая музыка
5.1. Русская музыка —
взгляд в будущее
6
Итого по модулю
6
Модуль 6. Современная музыка: основные жанры и направления
6.1. Джаз
5
6.2. Мюзикл
4
Итого по модулю
9
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
2
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1.
Модуль "Музыка моего края" (В). 1
Фольклорные жанры, связанные с
жизнью человека
Устный
опрос;
2.
Особенности исполнения и
звучания фольклорных
музыкальных произведений
1
Устный
опрос;
3.
Анализ символики традиционных 1
образов
Устный
опрос;
4.
Современная музыкальная
культура родного края
1
Устный
опрос;
5.
Музыкальные символы родного
края
1
Устный
опрос;
6.
Земляки — композиторы,
исполнители, деятели культуры
1
Устный
опрос;
7.
Театры, филармонии,
консерватории родного края
1
Устный
опрос;
8.
Подготовка исследовательского и 1
творческого проекта
Устный
опрос;
9.
Модуль "Жанры музыкального
искусства" (Г). Опера в
драматическом театре.
1
Устный
опрос;
Классика балетного жанра.
1
Зарубежные композиторы.
Музыкальные произведения по
выбору: А. Адан. Балет "Жизель";
Дж. Баланчин. Балет "Сон в
летнюю ночь"
Устный
опрос;
Музыкальные произведения по
выбору: К. Глюк. Опера "Орфей и
Эвридика"; А. Рыбников. Опера
"Юннона и Авось"
10.
11. Классика оперного жанра.
1
Зарубежные композиторы.
Музыкальные произведения по
выбору: Ж. Бизе. Опера
«Кармен»(фрагменты: Увертюра,
Хабанера из I д., Сегедилья, Сцена
гадания); Дж. Верди. Опера
"Риголетто". Музыкальные
произведения по выбору: Дж.
Устный
опрос;
Верди. Опера «Риголетто»
(Песенка Герцога, Финал); Дж.
Россини. "Севильский
цирюльник"
12. Модуль "Русская классическая
музыка " (Г). Классика оперного
жанра. Творчество М. И. Глинки,
П. И. Чайковского Музыкальные
произведения по выбору: М. И.
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
Глинка. Опера «Руслан и
Людмила» (Увертюра, Сцена
Наины и Фарлафа, Персидский
хор, заключительный хор «Слава
великим богам!»); П. И.
Чайковский. Вступление к
опере«Евгений Онегин».
"Пиковая
дама"
13. Классика оперного жанра.
Творчество М. П. Мусоргского.
Музыкальные произведения по
выбору: М. П. Мусоргский.
Опера «Борис Годунов»
(Вступление, Песня Варлаама,
Сцена смерти Бориса, сцена под
Кромами). Опера
«Хованщина»(Вступление,
Пляска персидок)
Классика оперного жанра.
Творчество С. С. Прокофьева, А.
П. Бородина. Музыкальные
произведения по выбору: А. П.
1
Устный
опрос;
15. Классика балетного жанра.
1
Русские композиторы.
Музыкальные произведения по
выбору: Б. Тищенко. Балет
«Ярославна» (Плач Ярославны из
ΙΙΙ действия и др.); С. Прокофьев.
Устный
опрос;
14.
Бородин. Опера «Князь
Игорь»(Хор из пролога «Солнцу
красному слава!», Ария Князя
Игоря из II д., Половецкая пляска
с хором из II д., Плач Ярославны
из IV д.); С. С. Прокофьев.
Опера«Война и мир» (Ария
Кутузова, Вальс)
Балет «Ромео и
Джульетта»(Улица
просыпается, Танец
рыцарей, Патер Лоренцо); Т.
Хренников. Сюита из балета
«Любовью за любовь»
(Увертюра. Общее адажио. Сцена
заговора. Общий танец. Дуэт
Беатриче и Бенедикта. Гимн
любви)
16. Модуль "Европейская
1
классическая музыка" (Е).
Музыкальный стиль как единство
эстетических идеалов, круга
образов, драматических приѐмов
17. Симфоническая музыка К.
Дебюсси. Музыкальные
произведения по выбору: К.
Дебюсси.
Ноктюрн«Праздне
ства»
1
;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
19. Сочетание традиций разных эпох. 1
Музыкальные произведения по
выбору: К. Орф. Сценическая
кантата для певцов, хора и
оркестра «Кармина Бурана».
Устный
опрос;
18. Образы зарубежных
композиторов. Песни и баллады
Ф. Шуберта. Музыкальные
произведения по выбору: Ф.
Шуберт. Шарманщик» (ст. В.
Мюллера»). «Серенада» (сл. Л.
Рельштаба, перевод Н. Огарева).
Вокальный цикл на ст. В.
Мюллера «Прекрасная
мельничиха» («В путь»). «Лесной
царь» (ст. И. Гете)
(«Песни Бойерна: Мирские песни
для исполнения певцами и
хорами, совместно с
инструментами и магическими
изображениями»); Г. Аллегри.
«Мизерере» («Помилуй»)
20. Модуль "Русская классическая
музыка" (Е). Идея светомузыки.
Мистерии А. Н. Скрябина.
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
22. Электронная музыка.
Музыкальные произведения по
выбору: А. нитке "Поток" (для
АНС); Э. Артемьев «В
космосе»(для АНС); «Звѐздный
ноктюрн», (для АНС);
«Концертный вальс»(для АНС)
1
Устный
опрос;
23. Современная музыкальная жизнь
в России и за рубежом
1
Устный
опрос;
Музыкальные произведения по
выбору: А. Н. Скрябин.
"Прометей", Прелюдия № 4,
Ноктюрн № 2, Этюд № 12
21.
Новейшие технологии в музыке.
Синтезатор "АНС" Е. Мурзина.
Робот-композитор
1
Устный
опрос;
25. Урок-дискуссия "Значение
технических средств в создании
современной музыки"
1
Устный
опрос;
26. Модуль "Современная музыка:
основные жанры и направления"
(А). Джаз — основа популярной
музыки XX века. Особенности
джазового языка и стиля
1
Устный
опрос;
27. Джаз. Спиричуэл. Блюз.
Симфоджаз. Музыкальные
произведения по выбору: Л.
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
1
Устный
опрос;
24. Новейшие технологии в музыке.
Использование виртуальной
реальности на музыкальных
концертах и фестивалях.
Видеомаппинг
Бернстайн. "Серенада солнечной
долины"; Дж. Гершвин. Рапсодия
в блюзовых тонах. Концерт для фно с оркестром (Ι часть)
28. Влияние
джаза
на
композиторское
и
исполнительское искусство.
Музыкальные произведения по
выбору: Л. Бернстайн.
Мюзикл«Вестсайдская история»
(песня Тони «Мария!», песня и
танец девушек «Америка», дуэт
Тони и Марии, сцена драки); Д.
Эллингтон "Караван"; Э.
Фицджеральд. A-tisket a-tasket
29.
Особенности жанра мюзикла
30. Сравнение жанра мюзикла с
другими театральными жанрами
(опера, балет, драматический
спектакль)
31. Классика жанра мюзикла.
1
Музыкальные произведения по
выбору: Э. Уэббер. Мюзикл
«Кошки», либретто по Т. Элиоту;
Л. Бернстайн. Мюзикл
«Вестсайдская история» (песня
Тони «Мария!», песня и танец
девушек «Америка», дуэт Тони и
Марии, сцена драки)
Устный
опрос;
32. Современная трактовка
1
классических сюжетов и образов.
Устный
опрос;
Мюзикл. Музыкальные
произведения по выбору:
Мюзикл«Кошки», либретто по Т.
Элиоту; Л. Бернстайн. Мюзикл
«Вестсайдская история» (песня
Тони «Мария!», песня и танец
девушек «Америка», дуэт Тони и
Марии, сцена драки)
33. Современные постановки в жанре 1
мюзикла на российской сцене
Устный
опрос;
34. Творческий проект "Роль музыки
в жизни современного человека"
1
Устный
опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 8 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ,УЧИ.РУ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ