Музыка 7

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Дагестан

МО "Хасавюртовский район"

МБОУ "Могилевская СОШ им. Н.У. Азизова"

РАССМОТРЕНО
на заседании методобъединения
музыки,изо
______________Минакова О.А
Протокол №1
от "" г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________Арзамулова Р.И

______________Маталова Р.М

Протокол №1

Приказ №20

от ""

от "" г.

г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3985692)
учебного предмета
«Музыка»

для 7 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Шарулаева Эльмира Александровна
учитель музыки

с.Могилевское 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 7 класса основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учѐтом распределѐнных по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,
Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщѐнности, с другой — глубокая степень психологической вовлечѐнности личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождѐнных в предыдущие века и отражѐнных в народной, духовной музыке, произведениях
великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете
целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свѐрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребѐнка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребѐнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом

Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной
образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учѐтом особенностей конкретного
региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе
примерное распределение учебного времени на изучение определѐнного раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребѐнка, развития его
психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребѐнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики еѐ воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность
парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приѐмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;

аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства
родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерѐдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаѐтся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведѐнных на изучение предмета «Музыка» в 7 классе составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль
«МУЗЫКА
НАРОДОВ
МИРА»
Музыка
—
древнейший
язык
человечества
Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних.
Древняя Греция — колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и
др.).
Музыкальный фольклор народов Европы
Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора.
Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкальная драматургия
Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор,
контраст, разработка.
Музыкальная форма — строение музыкального произведения
Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и театр
Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э.Грига, Л.ван Бетховена,
А.Г.Шнитке, Д.Д.Шостаковича и др.).
Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии
Музыка кино и телевидения
Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы,
фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р.Роджерса,
Ф.Лоу, Г.Гладкова, А.Шнитке)
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Симфоническая музыка
Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Модуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»
Храмовый синтез искусств
Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пение в
сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества,
Воскресения.
Развитие церковной музыки
Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи
Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал).
Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение).
Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием
Музыкальные жанры богослужения
Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные
произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное
бдение.

.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трѐх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений
отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению
истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную
культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражѐнных в
лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в
соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражѐнными в них; активное участие в
музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного
края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов,
культурно-просветительских акций, в качестве волонтѐра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
воспринимать музыкальное искусство с учѐтом моральных и духовных ценностей этического и
религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться
принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов,
фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей
действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности
творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной,
социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности
на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической,
публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование

доступного объѐма специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе
музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своѐ
эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные
интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного
общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учѐбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы
музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в
учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том
числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового,
способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на
перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки
управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать
основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других
элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили
музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств,
используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведѐнного слухового

наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе
исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных
явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения,
слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учѐтом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема,
презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность
когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной
деятельности — музыкального мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоциональнообразное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в
передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного
выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как
полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями

общения;
выражать своѐ мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и
письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать
благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в
процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического
опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной
деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчѐта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в
части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к
поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины
неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретѐнному опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости),
отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:

чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать
возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной
жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
признавать своѐ и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней
самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной
культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном
общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в
актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную
связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры,
испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности
(разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные
интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,
понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры
своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и
настроения, включѐнного в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов
развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным
культурно-национальным традициям;

различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей
(барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее
известных сочинений.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и
инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и
музыкально-театральных жанров.
Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения,
озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из
разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах еѐ воплощения, интонационных особенностях,
жанре, исполнителях музыкального произведения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

Репертуар

всего контрольные практические для
для
для
работы
работы
слушания пения музицирования

Виды деятельности
Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных
артефактов древности, последующий пересказ полученной информации.;

Устный
опрос;

РЭШ

Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной
музыки народов Европы.;

Зачет;

РЭШ

Модуль 1. Музыка народов мира
1.1. Музыка —
древнейший
язык
человечества

5

1.2. Музыкальный
фольклор
народов
Европы

3

Итого по модулю

8

1

Модуль 2. Истоки и образы русской и европейской духовной музыки
2.1.

4

2.2.

3

Итого по модулю

7

1

Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре
западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках
музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со словом,
живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений
единого мировоззрения, основной идеи христианства.;

РЭШ

Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре
западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках
музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со словом,
живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений
единого мировоззрения, основной идеи христианства.;

РЭШ

Модуль 3. Европейская классическая музыка
3.1. Музыкальный
образ

5

Итого по модулю

5

Знакомство с произведениями композиторов — венских классиков,
композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений.
Сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем
произведения.;

Устный
опрос;

РЭШ

Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры,
классической 4-частной симфонии.;

Устный
опрос;

РЭШ

Знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными
композиторами для драматического театра.;

Устный
опрос;

РЭШ

Модуль 4. Жанры музыкального искусства
4.1. Симфоническая
музыка

5

Итого по модулю

5

Модуль 5. Связь музыки с другими видами искусства
5.1.

Музыка и театр

5

5.2. Музыка кино и
телевидения

4

Итого по модулю

9

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных
композиторов.;

1

3

0

Зачет;

РЭШ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

Модуль «Музыка народов
мира»(А). Археологические
находки, легенды и сказания о
музыке
древних
Древняя Греция — колыбель
европейской культуры

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

3.

Древнегреческие лады. Учение о
гармонии

1

Устный
опрос;

4.

Интонации и ритмы, формы и
жанры европейского фольклора.

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

7.

1
Отражение европейского
фольклора в творчестве
профессиональных композиторов

Устный
опрос;

8.

вигательная, ритмическая,
интонационная импровизация

1

Устный
опрос;

9.

Модуль «Образы русской и
европейской духовной
музыки»(А). Музыка
религиозная и
светская: сюжеты и образы.

1

Устный
опрос;

1.

2.

Французский фольклор
5.

Интонации и ритмы, формы и
жанры европейского фольклора.
Польский фольклор

6.

Интонации и ритмы, формы и
жанры европейского фольклора.
Испанский фольклор

Музыкальные произведения по
выбору: Знаменный распев; М.
Березовский. Хоровой
концерт«Не отвержи мене во
время
старости»; Э. Григ. Соната для
виолончели и фортепиано» (Ι
часть); Л. Бетховен. Соната № 7
(экспозиция Ι части); Г. Аллегри.
«Мизерере» («Помилуй»)

10. Основные жанры, традиции
отечественной духовной музыки.

1

Устный
опрос;

11. бразы духовной музыки.
1
Сочетание традиций разных эпох.
Музыкальные произведения по
выбору: К. Орф. Сценическая
кантата для певцов, хора и
оркестра «Кармина Бурана».

Устный
опрос;

Образы Христа, Богородицы,
Рождества, Воскресения

(«Песни Бойерна: Мирские песни
для исполнения певцами и
хорами, совместно с
инструментами и магическими
изображениями»); Г. Аллегри.
«Мизерере» («Помилуй»)
12. Полифония, фуга, хорал.
Музыкальные произведения по
выбору: И. Бах. Маленькая
прелюдия для органа соль минор
(обр. для ф-но Д.Б.
Кабалевского). Токката и фуга ре
минор для органа. Органная фуга
соль минор. Органная фуга ля
минор. Прелюдия до мажор
(ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор
(ХТК, том Ι). Итальянский
концерт. Прелюдия № 8 ми минор
(«12 маленьких прелюдий для
начинающих»); Дж. Перголези.
Stabat mater; . Моцарт. Реквием
(Dies ire, Lacrimoza)

1

Устный
опрос;

13. Религиозная музыка эпохи
Барокко. Музыкальные
произведения по выбору: В.

1

Моцарт. Реквием («Dies ire»,
«Lacrimoza»); И. Бах. Высокая
месса си минор (хор «Kirie» (№1),
хор «Gloria» (№ 4), ария
альта«Agnus Dei» (№ 23), хор
«Sanctus» (№ 20)). Оратория
«Страсти по Матфею» (ария
альта№ 47); . Г. Гендель.
Пассакалия из сюиты соль минор.
Хор
«Аллилуйя» (№ 44) из
оратории«Мессия»
14. Русская музыка религиозной
1
традиции
15.

Духовная музыка отечественных 1
композиторов. Музыкальные
произведения по выбору:
Знаменный распев; С.

Устный
опрос;

Устный
опрос;
Устный
опрос;

Рахманинов. «Всенощное
бдение»; П. Чайковский.
«Всенощное бдение»
(«Богородице Дево, радуйся»
№8), "Литургия св. Иоанна
Златоуста"; Н. Сидельников.
Духовный концерт № 1; П.
Чесноков. «Да исправится
молитва моя»; П. Чайковский.
"Легенда" (сл. А. Плещеева); В.
Гаврилин. По прочтении В.
Шукшина: «Вечерняя
музыка»(№ 10), «Молитва» (№
17)
16. Модуль "Европейская
классическая музыка" (Д).

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

18. Музыкальная форма — строение 1
музыкального произведения

Устный
опрос;

Развитие музыкальных образов
17. Принципы музыкального
развития: повтор, контраст,
разработка

19. Способы развития и изменения
музыки. Музыкальные
произведения по выбору: И. Бах.

1

Устный
опрос;

20. Урок-викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений

1

Устный
опрос;

21. Модуль "Жанры музыкального
искусства" (В). Программная
увертюра как симфонический
жанр. Музыкальные
произведения по выбору: Ф.

1

Устный
опрос;

22. Программная увертюра как
1
симфонический жанр. Увертюры
П. И. Чайковского. Музыкальные
произведения по выбору: П.

Устный
опрос;

Высокая месса си минор (хор
«Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4),
ария альта «Agnus Dei» (№ 23),
хор «Sanctus» (№ 20); Л.
Бетховен. Рондо-каприччио
«Ярость по поводу утерянного
гроша». Экосез ми бемоль мажор

Мендельсон. Увертюра "Сон в
летнюю ночь"; Дж. Россини.
Увертюра к опере "Вильгельм
Телль"; Д. Шостакович
«Праздничная увертюра»; Л. ван
Бетховен. Музыка к трагедии И.
Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня
Клерхен)

Чайковский. Увертюрафантазия«Ромео и Джульетта».
Торжественная увертюра «1812
год»
23. Образы симфонической музыки.
Музыкальные произведения по
выбору: Н. Римский-Корсаков.
Симфоническая сюита
«Шехеразада» (I часть); М.
Огинский. Полонез ре минор
(«Прощание с Родиной»); Я.
Сибелиус. Музыка к пьесе А.
Ярнефельта
«Куолема»(«Грустный
вальс»)

1

Устный
опрос;

24. Симфоническая музыка Г. В.
Свиридова. Музыкальные
произведения по выбору:
«Музыкальные иллюстрации к
повести А. Пушкина
«Метель»(«Тройка», «Вальс»,
«Весна и осень»)

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

26. Модуль "Связь музыки с другими 1
видами искусства" (В). Музыка к
драматическому спектаклю.

Устный
опрос;

25.

Возможности симфонического
оркестра: разнообразие тембров,
звуковых красок. Музыкальные
произведения по выбору: В.
Моцарт. Симфония № 40; П.
Чайковский. Сюита №
4«Моцартиана»

Музыкальные произведения по
выбору: Э. Григ. Музыка к драме
Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня
Сольвейг, «Смерть Озе»)
27. Драматический спектакль
"Гоголь-сюита" А. Шнитке.

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

30. Музыка в немом и звуковом кино. 1
Внутрикадровая и закадровая
музыка

Устный
опрос;

Музыкальные произведения по
выбору: А. Шнитке. Ревизская
сказка (сюита из музыки к
одноименному спектаклю на
Таганке): Увертюра (№ 1),
Детство Чичикова (№ 2), Шинель
(№ 4), Чиновники (№ 5)
28. Творчество Д. Д. Шостаковича
для драматического театра.
Музыкальные произведения по
выбору: Д. Д. Шостакович.
Музыка к литературным
произведениям «Гамлет»;
«Человеческая комедия» и др
29. Единство музыки, драматургии,
сценической живописи,
хореографии

1

Устный
опрос;

32. Краткая история музыки в кино. 1
Музыкальные произведения по
выбору: Л. Сильверс
(композитор), А. Кросланд
(режиссер) "Певец джаза" (1927);
А. Бернард (композитор), Р. Клер
(режиссер) "Под крышами
парижа" (1930); И. Дунаевский
(композитор), Г. Александров
(режиссер) "Веселые ребята"
(1934)

Устный
опрос;

33. Великие мастера киномузыки.
Музыкальные произведения по
выбору: И. Дунаевский. Марш из
к/ф «Веселые ребята» (сл. В.

1

Устный
опрос;

1

Устный
опрос;

31.

Жанры фильма-оперы, фильмабалета, фильма-мюзикла,
музыкального мультфильма.
Музыкальные произведения по
выбору: Р. Роджерс. Мюзикл
"Звуки музыки"; Ф. Лоу. Мюзикл
"Моя прекрасная леди"; Г.
Гладков. Мультфильм
"Бременские музыканты", фильм
"Обыкновенное чудо"

Лебедева-Кумача); И.
Дунаевский. Оперетта «Белая
акация» (Вальс, Песня об Одессе,
Выход Ларисы и семи кавалеров);
Ф. Лэй. «История любви»
34.

Опера в кино. Музыкальные
произведения по выбору: Д.
Шостакович (композитор), М.
Шапиро (режиссер) "Катерина
Измайлова" (1966); Ж. Бизе
(композитор), Ф. Рози (режиссер)
"Кармен" (1984); Э. Л. Уэббер
(композитор), Дж. Шумахер
(режиссер) "Призрак оперы"
(2004)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 7 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 676-43-62

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».