МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МО "Хасавюртовский район"
МБОУ "Могилевская СОШ им. Н.У. Азизова"
РАССМОТРЕНО
МО учителей ИЗО,технологии и
музыки
СОГЛАСОВАНО
Заместителем директора по УВР
Арзамулова Р.И.
Минакова О.А.
Протокол №1
от "25"08 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Маталова Р.М.
Протокол №1
Приказ №110
от "26"08 2022 г.
от "27"08 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3397985)
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 7 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Минакова Оксана Алексеевна
учитель изобразительного искусства
с. Могилевское 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая
духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и
нравственный мировой опыт.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии,
функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность,
зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и
патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и
формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11—
15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учѐтом индивидуальных качеств
обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и
детей с ОВЗ.
Для оценки качества образования кроме личностных и метапредметных образовательных
результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется
чѐтко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными
требованиями.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой
форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество
в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена
тематическим планом и может иметь разные формы организации.
Учебный материал каждого модуля разделѐн на тематические блоки, которые могут быть
основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как
исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата.
Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую,
искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную
деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное
художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объѐме,
макете).
Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и
праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также
смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Целью изучения является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Модуль объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность,
восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей
действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного
художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными
материалами.
Задачами модуля «Архитектура и дизайн» являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных
ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни
общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной
культуре во всѐм многообразии еѐ видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных
материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись,
графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного
творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах
(театре и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах
воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих
позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной
художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование
активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно значимой ценности.
МЕСТО МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Модуль «Архитектура и дизайн» изучается 1 час в неделю, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-пространственной среды
жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия,
духовно-ценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные
исторические эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного
наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство
функционального и художественного — целесообразности и красоты.
Графический дизайн
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы формальной
композиции в конструктивных искусствах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.
Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических
фигур, без предметного содержания.
Основные свойства композиции: целостность и соподчинѐнность элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия,
динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость
композиции.
Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением
геометрических фигур на плоскости.
Роль цвета в организации композиционного пространства.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы колористики.
Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне.
Форма буквы как изобразительно-смысловой символ.
Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.
Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции.
Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент
композиции».
Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции
логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и
изображения.
Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Композиционный
монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие
конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе
компьютерных программ.
Макетирование объѐмно-пространственных композиций
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства.
Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.
Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете.
Выполнение практических работ по созданию объѐмно-пространственных композиций. Объѐм и
пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объѐмов,
образующих целостную постройку. Взаимное влияние объѐмов и их сочетаний на образный характер
постройки.
Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения
и логики конструктивного соотношения его частей.
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных
конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная конструкция — архитектура сводов;
каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной
архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и еѐ форма. Образ
времени в предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление
сочетающихся объѐмов. Красота — наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития
технологий и материалов на изменение формы предмета.
Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и
архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа
жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей.
Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов
духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
Архитектура народного жилища, храмовая
пространственной среде жизни разных народов.
архитектура,
частный
дом
в
предметно-
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических
зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения.
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.
Архитектурная и градостроительная революция XX в. Еѐ технологические и эстетические
предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение наследия с учѐтом нового уровня материально-строительной
техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности
среды современного города.
Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с
образом жизни людей.
Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.
Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.
Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля
будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение
культурного наследия для современной жизни людей.
Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и
архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах,
установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков
локального озеленения и т. д.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в
виде создания коллажно-графической композиции или дизайн-проекта оформления витрины
магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн
пространственно-предметной среды интерьера.
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля
жизни его хозяев.
Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства. Отделочные материалы,
введение фактуры и цвета в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом
решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой
средой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и
задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа.
Единство эстетического и функционального в объѐмно-пространственной организации среды
жизнедеятельности людей.
Образ человека и индивидуальное проектирование
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности
человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и
архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды в
интерьере частного дома.
Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и
мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования
массовым сознанием.
Характерные особенности современной одежды. Молодѐжная субкультура и подростковая мода.
Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе
одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».
Искусство грима и причѐски. Форма лица и причѐска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный.
Грим бытовой и сценический.
Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой,
общественной деятельностью.
Дизайн и архитектура — средства организации среды жизни людей и строительства нового мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по модулю
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы по модулю в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное
развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во
ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и
социально значимые качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение
школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному
участию в социально значимой деятельности.
1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного
развития отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре, народном, прикладном и
изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты
отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящѐнных различным
подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям,
эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в
изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов.
Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной
художественно-практической
деятельности обучающегося, который
учится чувственноэмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Программа направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и
отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания
школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство
рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета
«Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории
искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию
особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов.
Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают
условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого,
становлению чувства личной ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический,
художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного
предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его
эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту
самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству
способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку,
семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни.
4. Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной
сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное,
трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении
и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд,
представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием
развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных
ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию,
отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому
себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в
условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к
природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи
воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками,
видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках
изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
6. Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в
процессе художественно-эстетического наблюдения природы, еѐ образа в произведениях искусства и
личной художественно-творческой работе.
7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в
процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и
специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как
навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений
преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания
реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату,
понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой
работы, работы в команде — обязательные требования к определѐнным заданиям программы.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация
пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не
только потребителями) еѐ создания и оформления пространства в соответствии с задачами
образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность
обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное
воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и
восприятие жизни школьниками.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении модуля:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления
искусства и действительности;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни
людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или
выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования,
аргументированно защищать свои позиции.
Работа с информацией:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора
информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах еѐ
представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель),
между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам,
сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно
отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе общих позиций и учѐта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности
и строить действия по еѐ достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего
результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач,
осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и
интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественнотворческих задач;
уметь организовывать своѐ рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в
окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям
критериев.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций
других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и
собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и
переживания свои и других;
признавать своѐ и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в
совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е. искусства
художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды
жизнедеятельности человека;
рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение
человека;
рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и
представления о самом себе;
объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда
и быта разных эпох.
Графический дизайн:
объяснять понятие формальной композиции и еѐ значение как основы языка конструктивных
искусств;
объяснять основные средства — требования к композиции;
уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;
составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач;
выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;
составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;
осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;
объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах;
объяснять выражение «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединѐнные одним
стилем;
определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединѐнных общим стилем,
отвечающий законам художественной композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру»
шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой
композиции (буквицы);
применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции;
объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; различать
шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную
тему;
приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или
рекламы на основе соединения текста и изображения;
иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь практический
творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических
композиций.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
иметь опыт построения объѐмно-пространственной композиции как макета архитектурного
пространства в реальной жизни;
выполнять построение макета пространственно-объѐмной композиции по его чертежу;
выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объѐмов и их сочетаний на
образный характер постройки и еѐ влияние на организацию жизнедеятельности людей;
знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика
архитектурных сооружений;
иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни
общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей;
иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох,
выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в
организации городской среды;
характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени,
современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных
противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления;
знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения
архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей
идентичности;
определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ
организации образа жизни людей;
знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения городского
пространства в виде макетной или графической схемы;
характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры;
иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного
дизайна;
объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и
архитектурой, в «проживании» городского пространства;
иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы
предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в
предметах его быта;
объяснять, в чѐм заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира;
объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;
иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач
жизнедеятельности человека;
объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные
намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие моды в
одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные
ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;
иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании
одежды, ансамбле в костюме;
уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные
особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох;
иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды»,
создания эскизов молодѐжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной,
повседневной и др.);
различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об
имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании; иметь опыт создания эскизов для макияжа
театральных образов и опыт бытового макияжа; определять эстетические и этические границы
применения макияжа и стилистики причѐски в повседневном быту.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
№
п/п
Наименование разделов
и тем программы
Количество часов
всего контрольные
работы
практические
работы
Дата
Виды
изучения деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Раздел 1. Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни человека
1.1.
Архитектура и дизайн —
предметнопространственная среда,
создаваемая человеком
1
0
1
Объяснять роль
архитектуры и
дизайна в
построении
предметнопространственной
среды
жизнедеятельности
человека.;
Практическая
работа;
1.2.
Архитектура —
«каменная летопись»
истории человечества
1
0
1
Объяснять
ценность
сохранения
культурного
наследия;
выраженного в
архитектуре;
предметах труда и
быта разных эпох.;
Иметь
представление о
том;
что форма
материальной
культуры обладает
воспитательным
потенциалом;
;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-arhitektura-letopis-mira-istoki-arhitektury-4978377.html
1.3.
Основы построения
композиции в
конструктивных
искусствах
1
0
1
Объяснять понятие
формальной
композиции и еѐ
значение как
основы языка
конструктивных
искусств.;
Объяснять
основные свойства
— требования к
композиции.;
Составлять
различные
композиции на
плоскости;
располагая их по
принципу
симметрии или
динамического
равновесия.;
Осваивать навыки
вариативности в
ритмической
организации листа;
;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1509/start/
1.4.
Роль цвета в организации
композиционного
пространства
1
0
1
Объяснять роль
цвета в
конструктивных
искусствах.;
Различать
технологию
использования
цвета в живописи и
конструктивных
искусствах.;
Объяснять
выражение;
«цветовой образ».;
Применять цвет в
графических
композициях как
акцент или
доминанту;
;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/prezentaciya-rol-cveta-v-organizacii-prostranstva-7-klass-4491766.html
1.5.
Шрифты и шрифтовая
композиция в
графическом дизайне
2
0
2
Соотносить
особенности
стилизации
рисунка шрифта и
содержание
текста.;
Применять
печатное слово;
типографскую
строку в качестве
элементов
графической
композиции.;
Построение
шрифтовой
композиции;
Различать;
«архитектуру»
шрифта и
особенности
шрифтовых
гарнитур.;
;
Практическая
работа;
https://kopilkaurokov.ru/izo/presentacii/priezientatsiia-dlia-uroka-v-7-klassie-iskusstvo-shrifta
1.6.
Логотип. Построение
логотипа
1
0
1
Объяснять
функции логотипа
как
представительского
знака;
эмблемы;
торговой марки.;
Различать
шрифтовой и
знаковый виды
логотипа.;
Иметь
практический опыт
разработки
логотипа на
выбранную тему;
;
Практическая
работа;
https://intolimp.org/publication/priezientatsiia-k-uroku-loghotip-7-klass.html
1.7.
Композиционные основы
макетирования в
графическом дизайне при
соединении текста и
изображения. Искусство
плаката
2
1
1
Иметь
представление о
задачах образного
построения
композиции
плаката,
поздравительной
открытки или
рекламы на основе
соединения текста
и изображения.;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/prezentaciya-kompozicionnie-osnovi-maketirovaniya-v-graficheskom-dizayne-1170110.html
1.8
Многообразие форм
графического дизайна.
Дизайн книги и журнала
2
0
2
Создавать макет
разворота книги
или журнала по
выбранной теме в
виде коллажа или
на основе
компьютерных
программ;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/prezentaciya-klass-mnogoobrazie-form-graficheskogo-dizayna-2188141.html
Раздел 2. Макетирование объѐмно-пространственных композиций
2.1.
От плоскостного
изображения к
объѐмному макету.
Объект и пространство.
Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете
1
0
1
Развивать
пространственное
воображение.;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-obekt-i-prostranstvo-ot-ploskostnogo-izobrazheniya-k-obemnomu-maketu1767462.html
2.2.
Здание как сочетание
различных объѐмных
форм.
Конструкция: часть и
целое
1
0
1
Выявлять
структуру
различных типов
зданий.
Характеризовать
горизонтальные,
вертикальные,
наклонные
элементы
конструкции
постройки.;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/konspekt-uroka-izo-konstrukciya-chast-i-celoe-zdanie-kak-sochetanie-razlichnih-obyomov-ponyatiemodulya-klass-1260606.html
2.3.
Эволюция архитектурных
конструкций и роль
эволюции строительных
материалов
1
0
1
Знать о роли
строительного
материала в
эволюции
архитектурных
конструкций и
изменении облика
архитектурных
сооружений.;
Практическая
работа;
https://www.art-talant.org/publikacii/54015-prezentaciya-evolyuciya-arhitekturnyh-konstrukciy-i-roly-evolyuciistroitelynyh-materialov
2.4.
Красота и
целесообразность
предметного мира.
Образ времени в
предметах, создаваемых
человеком
1
0
1
Характеризовать
общее и различное
во внешнем облике
вещи как сочетание
объѐмов,
образующих
форму.;
Практическая
работа;
https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/06/30/krasota-i-tselesoobraznost-veshch-kak-sochetanie
2.5.
Форма, материал и
функция бытового
предмета
1
0
1
Объяснять, в чѐм
заключается
взаимосвязь формы
и материала.;
Практическая
работа;
https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/06/30/krasota-i-tselesoobraznost-veshch-kak-sochetanie
2.6.
Цвет в архитектуре и
дизайне
2
1
1
Иметь
представление о
влиянии цвета на
восприятие формы
объектов
архитектуры и
дизайна.;
Практическая
работа;
https://www.youtube.com/watch?v=yDfCs2XD2rM
Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
3.1.
Образ и стиль
материальной культуры
прошлого
1
0
1
Рассказывать об
особенностях
архитектурнохудожественных
стилей разных
эпох.;
Практическая
работа;
https://www.youtube.com/watch?v=NH4K40qTqiE
3.2.
Пути развития
современной архитектуры
и дизайна: город сегодня
и завтра
1
0
1
Характеризовать
современный
уровень развития
технологий и
материалов,
используемых в
архитектуре и
строительстве.;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-gorod-segodnya-i-zavtra-puti-razvitiya-sovremennoy-arhitekturi-i-dizayna3527464.html
3.3.
Пространство городской
среды
1
0
1
Определять
Практическая
понятие «городская работа;
среда».;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2109/main/
3.4.
Дизайн городской среды.
Малые архитектурные
формы
1
0
1
Объяснять роль
малой архитектуры
и архитектурного
дизайна в
установке связи
между человеком и
архитектурой, в
«проживании»
городского
пространства.;
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-gorodskoj-dizajn-7-klass-5216938.html
3.5.
Дизайн пространственнопредметной среды
интерьера. Интерьер и
предметный мир в доме
2
0
2
Характеризовать
Практическая
роль цвета, фактур работа;
и предметного
наполнения
пространства
интерьера
общественных мест
(театр, кафе,
вокзал, офис,
школа и пр.), а
также
индивидуальных
помещений.;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2109/main/
3.6.
Природа и
архитектура. Организация
архитектурноландшафтного
пространства
1
0
1
Характеризовать
эстетическое и
экологическое
взаимное
сосуществование
природы и
архитектуры.;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-v-7-klasse-priroda-i-arhitektura-organizaciya-arhitekturno-landshaftnogoprostranstva-4240133.html
3.7.
Замысел архитектурного
проекта и его
осуществление
2
0
2
Совершенствовать
навыки
коллективной
работы над
объѐмнопространственной
композицией.;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-klass-ti-arhitektor-zamisel-arhitekturnogo-proekta-2732092.html
Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование
4.1.
Функциональная
планировка своего дома
1
0
1
Объяснять, как в
организации
жилого
пространства
проявляется
индивидуальность
человека, род его
занятий и
интересов.;
Практическая
работа;
https://www.youtube.com/watch?v=q6F4WJt8dpY
4.2.
Дизайн предметной
среды в интерьере
личного дома
1
0
1
Объяснять задачи
зонирования
помещения и
искать способ
зонирования.;
Практическая
работа;
https://znanio.ru/media/urok_po_izo_7_klass_interer_i_vesch_v_dome_dizajn_prostranstvenno_veschnoj_sredy_interera208883
4.3.
Дизайн и архитектура
сада или приусадебного
участка
1
0
1
Характеризовать
различные
варианты
планировки
садового участка.
Совершенствовать
навыки работы с
различными
материалами в
процессе
макетирования.;
Практическая
работа;
https://www.youtube.com/watch?v=dLvxTvizrfc
4.4.
Композиционноконструктивные
принципы дизайна
одежды
1
0
1
Объяснять, как в
одежде
проявляется
характер человека,
его ценностные
позиции и
конкретные
намерения его
действий.;
Практическая
работа;
https://www.youtube.com/watch?v=rr9eQw32Bag
4.5.
Дизайн современной
одежды
1
0
1
Использовать
графические
навыки и
технологии
выполнения
коллажа в процессе
создания эскизов
молодѐжных
комплектов
одежды.;
Практическая
работа;
https://www.youtube.com/watch?v=PKuwvLjyjAU
4.6.
Грим и причѐска в
практике дизайна.
Визажистика
2
0
2
Выполнять
практические
творческие работы
по созданию
разного образа
одного и того же
лица средствами
грима.;
Практическая
работа;
https://www.youtube.com/watch?v=ioRdkkwGNBo
34
2
32
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
1.
Архитектура и дизайн —
1
искусства художественной
постройки —
конструктивные искусства.
Предметнопространственная —
материальная среда жизни
людей.
0
1
Практическая
работа;
2.
Архитектура — «каменная
летопись» истории
человечества
1
0
1
Практическая
работа;
3.
Графический дизайн.
1
Основы построения
композиции в
конструктивных
искусствах. Практические
упражнения по композиции
с вариативным
ритмическим
расположением
геометрических фигур на
плоскости
0
1
Практическая
работа;
4.
Роль цвета в организации
композиционного
пространства. Выполнение
практических
композиционных
упражнений по теме «Роль
цвета в организации
композиционного
пространства»
1
0
1
Практическая
работа;
5.
Шрифты и шрифтовая
композиция в графическом
дизайне.
1
0
1
Практическая
работа;
6.
Выполнение аналитических 1
и практических работ по
теме «Буква —
изобразительный элемент
композиции»
0
1
Практическая
работа;
7.
Логотип. Построение
логотипа. Разработка
логотипа на выбранную
тему
1
0
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
8.
Композиционные основы
макетирования в
графическом дизайне при
соединении текста и
изображения. Искусство
плаката.
1
0
1
Практическая
работа;
9.
Практическая работа по
1
композиции плаката или
рекламы на основе
макетирования текста и
изображения (вручную или
на основе компьютерных
программ)
0
1
Практическая
работа;
1
0
1
Практическая
работа;
11. Выполнение практической 1
работы по проектированию
книги (журнала), созданию
макета журнала в технике
коллажа или на
компьютере
1
0
Контрольная
работа;
12. От плоскостного
изображения к объѐмному
макету. Объект и
пространство. Взаимосвязь
объектов в архитектурном
макете. Выполнение
практических работ по
созданию объѐмнопространственных макетов
0
1
Практическая
работа;
10. Многообразие форм
графического дизайна.
Дизайн книги и журнала.
1
13. Здание как сочетание
1
различных объѐмных форм.
Конструкция: часть и
целое.
0
1
Практическая
работа;
14. Эволюция архитектурных
конструкций и роль
эволюции строительных
материалов. Выполнение
зарисовок основных
конструктивных типов
архитектуры
1
0
1
Практическая
работа;
15. Красота и
целесообразность
предметного мира. Образ
времени в предметах,
создаваемых
человеком.Выполнение
аналитических зарисовок
бытовых предметов
1
0
1
Практическая
работа;
16. Форма, материал и
функция бытового
предмета. Творческое
проектирование предметов
быта с определением их
функций и материала
изготовления
1
0
1
Практическая
работа;
17. Цвет в архитектуре и
дизайне
1
0
1
Практическая
работа;
18. Коллективная творческая
1
работа по
конструированию объек тов
дизайна или по
архитектурному
макетированию с
использованием цвета
1
0
Контрольная
работа;
19. Образ и стиль
1
материальной культуры
прошлого. Выполнение
аналитических зарисовок
знаменитых архитектурных
памятников из
фотоизображений
0
1
Практическая
работа;
20. Пути развития
1
современной архитектуры
и дизайна: город сегодня и
завтра.. Выполнение
практических работ по теме
«Образ современного
города и архитектурного
стиля будущего»:
фотоколлаж или
фантазийная зарисовка
города будущего
0
1
Практическая
работа;
21. Пространство городской
среды. Выполнение
композиционного задания
по построению городского
пространства в виде
макетной или графической
схемы (карты)
1
0
1
Практическая
работа;
22. Дизайн городской среды.
Малые архитектурные
формы. Выполнение
практической работы по
теме «Проектирование
дизайна объектов
городской среды» в виде
создания коллажнографической композиции
или дизайн-проекта
оформления витрины
магазина
1
0
1
Практическая
работа;
23. Дизайн пространственнопредметной среды
интерьера. Интерьер и
предметный мир в доме.
1
0
1
Практическая
работа;
24. Выполнение практической 1
и аналитической работы по
теме «Роль вещи в образностилевом решении
интерьера» в форме
создания коллажной
композиции
0
1
Практическая
работа;
25. Природа и архитектура.
1
Организация архитектурноландшафтного
пространства. Выполнение
дизайн-проекта территории
парка или приусадебного
участка в виде схемычертежа.
0
1
Практическая
работа;
26. Замысел архитектурного
проекта и его
осуществление.
1
0
1
Практическая
работа;
27. Выполнение практической
творческой коллективной
работы «Проектирование
архитектурного образа
города» («Исторический
город», «Сказочный
город», «Город будущего»)
1
1
0
Контрольная
работа;
28. Образ человека и
индивидуальное
проектирование.
Функциональная
планировка своего дома.
1
0
1
Практическая
работа;
29. Выполнение аналитической 1
и практической работы по
теме «Индивидуальное
проектирование. Создание
плана-проекта «Дом моей
мечты».
0
1
Практическая
работа;
30. Дизайн и архитектура сада 1
или приусадебного участка.
Разработка плана или
макета садового участка
0
1
Практическая
работа;
31. Композиционно1
конструктивные принципы
дизайна одежды.
Выполнение практической
работы по теме «Мода,
культура и ты»: подобрать
костюмы для разных людей
с учѐтом специфики их
фигуры, пропорций,
возраста. Разработка
эскизов одежды для себя.
0
1
Практическая
работа;
32. Дизайн современной
одежды
1
0
1
Практическая
работа;
33. \ Грим и причѐска в
практике дизайна.
Визажистика
1
0
1
Практическая
работа;
34. Выполнение практических 1
работ по теме «Изменение
образа средствами внешней
выразительности»: подбор
вариантов причѐски и
грима для создания
различных образов одного
и того же лица. Рисунок
или коллаж.
0
1
Зачет;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3
31
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 7 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество
«Издательство
«Просвещение»;Введите свой
вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Изобразительное искусство» для учащихся 5-9 классов под ред. Б.М. Неменского— М.:Просвещение, 2015.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-izo-arkhitektura-i-dizain-pr.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-arhitektura-letopis-mira-istoki-arhitektury-4978377.html
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1509/start/
https://infourok.ru/prezentaciya-rol-cveta-v-organizacii-prostranstva-7-klass-4491766.html
https://kopilkaurokov.ru/izo/presentacii/priezientatsiia-dlia-uroka-v-7-klassie-iskusstvoshriftahttps://www.youtube.com/watch?v=ioRdkkwGNBo
https://www.youtube.com/watch?v=PKuwvLjyjAU
https://www.youtube.com/watch?v=rr9eQw32Bag
https://www.youtube.com/watch?v=dLvxTvizrfc
https://znanio.ru/media/urok_po_izo_7_klass_interer_i_vesch_v_dome_dizajn_prostranstvenno_veschnoj_sredy_interera208883
https://www.youtube.com/watch?v=q6F4WJt8dpY
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-klass-ti-arhitektor-zamisel-arhitekturnogo-proekta-2732092.html
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-v-7-klasse-priroda-i-arhitektura-organizaciya-arhitekturnolandshaftnogo-prostranstva-4240133.html
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2109/main/
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-gorodskoj-dizajn-7-klass-5216938.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-gorod-segodnya-i-zavtra-puti-razvitiya-sovremennoy-arhitekturi-idizayna-3527464.html
https://www.youtube.com/watch?v=NH4K40qTqiE
https://www.youtube.com/watch?v=yDfCs2XD2rM
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-forma-i-material-rol-i-znachenie-materiala-v-konstrukcii-4189029.html
https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/06/30/krasota-i-tselesoobraznost-veshch-kaksochetaniehttps://www.art-talant.org/publikacii/54015-prezentaciya-evolyuciya-arhitekturnyh-konstrukciy-i-rolyevolyucii- stroitelynyh-materialov
https://infourok.ru/konspekt-uroka-izo-konstrukciya-chast-i-celoe-zdanie-kak-sochetanie-razlichnih-obyomovponyatie-modulya-klass-1260606.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-obekt-i-prostranstvo-ot-ploskostnogo-izobrazheniya-k-obemnomu-maketu1767462.html
https://infourok.ru/prezentaciya-klass-mnogoobrazie-form-graficheskogo-dizayna-2188141.html
https://infourok.ru/prezentaciya-kompozicionnie-osnovi-maketirovaniya-v-graficheskom-dizayne1170110.htmlhttps://intolimp.org/publication/priezientatsiia-k-uroku-loghotip-7-klass.html
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ