МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МО "Хасавюртовский район" МБОУ "Могилевская СОШ им. Н.У. Азизова" РАССМОТРЕНО МО учителей ИЗО,технологии и музыки СОГЛАСОВАНО Заместителем директора по УВР Арзамулова Р.И. Минакова О.А. Протокол №1 от "25"08 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор Маталова Р.М. Протокол №1 Приказ №110 от "26"08 2022 г. от "27"08 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3397985) учебного предмета «Изобразительное искусство» для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Минакова Оксана Алексеевна учитель изобразительного искусства с. Могилевское 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учѐтом индивидуальных качеств обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Для оценки качества образования кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется чѐтко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации. Учебный материал каждого модуля разделѐн на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата. Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объѐме, макете). Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» Целью изучения является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно). Модуль объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами. Задачами модуля «Архитектура и дизайн» являются: освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества; формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всѐм многообразии еѐ видов; формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира; приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно); формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей; овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения; воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры; развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. МЕСТО МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Модуль «Архитектура и дизайн» изучается 1 час в неделю, общий объем составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные искусства. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-пространственной среды жизни людей. Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества. Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи. Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство функционального и художественного — целесообразности и красоты. Графический дизайн Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания. Основные свойства композиции: целостность и соподчинѐнность элементов. Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции. Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости. Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как изобразительно-смысловой символ. Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта. Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции. Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент композиции». Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке. Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ. Макетирование объѐмно-пространственных композиций Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете. Выполнение практических работ по созданию объѐмно-пространственных композиций. Объѐм и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объѐмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объѐмов и их сочетаний на образный характер постройки. Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей. Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная конструкция — архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры). Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и еѐ форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком. Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление сочетающихся объѐмов. Красота — наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета. Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов. Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища, храмовая пространственной среде жизни разных народов. архитектура, частный дом в предметно- Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения. Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра. Архитектурная и градостроительная революция XX в. Еѐ технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и сохранение наследия с учѐтом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность. Современные поиски новой эстетики в градостроительстве. Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего. Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города. Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д. Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде создания коллажно-графической композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина. Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера. Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев. Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа). Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных проектов. Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа. Единство эстетического и функционального в объѐмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Образ человека и индивидуальное проектирование Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием. Характерные особенности современной одежды. Молодѐжная субкультура и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды. Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды». Искусство грима и причѐски. Форма лица и причѐска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью. Дизайн и архитектура — средства организации среды жизни людей и строительства нового мира. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по модулю достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. В центре программы по модулю в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности. 1. Патриотическое воспитание Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящѐнных различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственноэмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа. 2. Гражданское воспитание Программа направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности. 3. Духовно-нравственное воспитание В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни. 4. Эстетическое воспитание Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию. 5. Ценности познавательной деятельности В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности. 6. Экологическое воспитание Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, еѐ образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе. 7. Трудовое воспитание Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определѐнным заданиям программы. 8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) еѐ создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении модуля: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей: сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям; характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять положение предметной формы в пространстве; обобщать форму составной конструкции; анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа; структурировать предметно-пространственные явления; сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции. Базовые логические и исследовательские действия: выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры; сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме; самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции. Работа с информацией: использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев; использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах еѐ представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учѐта интересов; публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по еѐ достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественнотворческих задач; уметь организовывать своѐ рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. Самоконтроль: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев. Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других; уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности; развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других; признавать своѐ и чужое право на ошибку; работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е. искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей; объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека; рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека; рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе; объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох. Графический дизайн: объяснять понятие формальной композиции и еѐ значение как основы языка конструктивных искусств; объяснять основные средства — требования к композиции; уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции; составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач; выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту; составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики; осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа; объяснять роль цвета в конструктивных искусствах; различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; объяснять выражение «цветовой образ»; применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединѐнные одним стилем; определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединѐнных общим стилем, отвечающий законам художественной композиции; соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы); применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции; объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; различать шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему; приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения; иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека: иметь опыт построения объѐмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни; выполнять построение макета пространственно-объѐмной композиции по его чертежу; выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объѐмов и их сочетаний на образный характер постройки и еѐ влияние на организацию жизнедеятельности людей; знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений; иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей; иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды; характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления; знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности; определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей; знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы; характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна; объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства; иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта; объяснять, в чѐм заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна; иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека; объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде; иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности; иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме; уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох; иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодѐжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.); различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании; иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причѐски в повседневном быту. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата Виды изучения деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни человека 1.1. Архитектура и дизайн — предметнопространственная среда, создаваемая человеком 1 0 1 Объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметнопространственной среды жизнедеятельности человека.; Практическая работа; 1.2. Архитектура — «каменная летопись» истории человечества 1 0 1 Объяснять ценность сохранения культурного наследия; выраженного в архитектуре; предметах труда и быта разных эпох.; Иметь представление о том; что форма материальной культуры обладает воспитательным потенциалом; ; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-arhitektura-letopis-mira-istoki-arhitektury-4978377.html 1.3. Основы построения композиции в конструктивных искусствах 1 0 1 Объяснять понятие формальной композиции и еѐ значение как основы языка конструктивных искусств.; Объяснять основные свойства — требования к композиции.; Составлять различные композиции на плоскости; располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия.; Осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа; ; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1509/start/ 1.4. Роль цвета в организации композиционного пространства 1 0 1 Объяснять роль цвета в конструктивных искусствах.; Различать технологию использования цвета в живописи и конструктивных искусствах.; Объяснять выражение; «цветовой образ».; Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту; ; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-rol-cveta-v-organizacii-prostranstva-7-klass-4491766.html 1.5. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне 2 0 2 Соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста.; Применять печатное слово; типографскую строку в качестве элементов графической композиции.; Построение шрифтовой композиции; Различать; «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур.; ; Практическая работа; https://kopilkaurokov.ru/izo/presentacii/priezientatsiia-dlia-uroka-v-7-klassie-iskusstvo-shrifta 1.6. Логотип. Построение логотипа 1 0 1 Объяснять функции логотипа как представительского знака; эмблемы; торговой марки.; Различать шрифтовой и знаковый виды логотипа.; Иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему; ; Практическая работа; https://intolimp.org/publication/priezientatsiia-k-uroku-loghotip-7-klass.html 1.7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката 2 1 1 Иметь представление о задачах образного построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения.; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-kompozicionnie-osnovi-maketirovaniya-v-graficheskom-dizayne-1170110.html 1.8 Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала 2 0 2 Создавать макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-klass-mnogoobrazie-form-graficheskogo-dizayna-2188141.html Раздел 2. Макетирование объѐмно-пространственных композиций 2.1. От плоскостного изображения к объѐмному макету. Объект и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете 1 0 1 Развивать пространственное воображение.; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-obekt-i-prostranstvo-ot-ploskostnogo-izobrazheniya-k-obemnomu-maketu1767462.html 2.2. Здание как сочетание различных объѐмных форм. Конструкция: часть и целое 1 0 1 Выявлять структуру различных типов зданий. Характеризовать горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы конструкции постройки.; Практическая работа; https://infourok.ru/konspekt-uroka-izo-konstrukciya-chast-i-celoe-zdanie-kak-sochetanie-razlichnih-obyomov-ponyatiemodulya-klass-1260606.html 2.3. Эволюция архитектурных конструкций и роль эволюции строительных материалов 1 0 1 Знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений.; Практическая работа; https://www.art-talant.org/publikacii/54015-prezentaciya-evolyuciya-arhitekturnyh-konstrukciy-i-roly-evolyuciistroitelynyh-materialov 2.4. Красота и целесообразность предметного мира. Образ времени в предметах, создаваемых человеком 1 0 1 Характеризовать общее и различное во внешнем облике вещи как сочетание объѐмов, образующих форму.; Практическая работа; https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/06/30/krasota-i-tselesoobraznost-veshch-kak-sochetanie 2.5. Форма, материал и функция бытового предмета 1 0 1 Объяснять, в чѐм заключается взаимосвязь формы и материала.; Практическая работа; https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/06/30/krasota-i-tselesoobraznost-veshch-kak-sochetanie 2.6. Цвет в архитектуре и дизайне 2 1 1 Иметь представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.; Практическая работа; https://www.youtube.com/watch?v=yDfCs2XD2rM Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека 3.1. Образ и стиль материальной культуры прошлого 1 0 1 Рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох.; Практическая работа; https://www.youtube.com/watch?v=NH4K40qTqiE 3.2. Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра 1 0 1 Характеризовать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве.; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-gorod-segodnya-i-zavtra-puti-razvitiya-sovremennoy-arhitekturi-i-dizayna3527464.html 3.3. Пространство городской среды 1 0 1 Определять Практическая понятие «городская работа; среда».; https://resh.edu.ru/subject/lesson/2109/main/ 3.4. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы 1 0 1 Объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства.; https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-gorodskoj-dizajn-7-klass-5216938.html 3.5. Дизайн пространственнопредметной среды интерьера. Интерьер и предметный мир в доме 2 0 2 Характеризовать Практическая роль цвета, фактур работа; и предметного наполнения пространства интерьера общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также индивидуальных помещений.; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/2109/main/ 3.6. Природа и архитектура. Организация архитектурноландшафтного пространства 1 0 1 Характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры.; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-v-7-klasse-priroda-i-arhitektura-organizaciya-arhitekturno-landshaftnogoprostranstva-4240133.html 3.7. Замысел архитектурного проекта и его осуществление 2 0 2 Совершенствовать навыки коллективной работы над объѐмнопространственной композицией.; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-klass-ti-arhitektor-zamisel-arhitekturnogo-proekta-2732092.html Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование 4.1. Функциональная планировка своего дома 1 0 1 Объяснять, как в организации жилого пространства проявляется индивидуальность человека, род его занятий и интересов.; Практическая работа; https://www.youtube.com/watch?v=q6F4WJt8dpY 4.2. Дизайн предметной среды в интерьере личного дома 1 0 1 Объяснять задачи зонирования помещения и искать способ зонирования.; Практическая работа; https://znanio.ru/media/urok_po_izo_7_klass_interer_i_vesch_v_dome_dizajn_prostranstvenno_veschnoj_sredy_interera208883 4.3. Дизайн и архитектура сада или приусадебного участка 1 0 1 Характеризовать различные варианты планировки садового участка. Совершенствовать навыки работы с различными материалами в процессе макетирования.; Практическая работа; https://www.youtube.com/watch?v=dLvxTvizrfc 4.4. Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды 1 0 1 Объяснять, как в одежде проявляется характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения его действий.; Практическая работа; https://www.youtube.com/watch?v=rr9eQw32Bag 4.5. Дизайн современной одежды 1 0 1 Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодѐжных комплектов одежды.; Практическая работа; https://www.youtube.com/watch?v=PKuwvLjyjAU 4.6. Грим и причѐска в практике дизайна. Визажистика 2 0 2 Выполнять практические творческие работы по созданию разного образа одного и того же лица средствами грима.; Практическая работа; https://www.youtube.com/watch?v=ioRdkkwGNBo 34 2 32 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. Архитектура и дизайн — 1 искусства художественной постройки — конструктивные искусства. Предметнопространственная — материальная среда жизни людей. 0 1 Практическая работа; 2. Архитектура — «каменная летопись» истории человечества 1 0 1 Практическая работа; 3. Графический дизайн. 1 Основы построения композиции в конструктивных искусствах. Практические упражнения по композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости 0 1 Практическая работа; 4. Роль цвета в организации композиционного пространства. Выполнение практических композиционных упражнений по теме «Роль цвета в организации композиционного пространства» 1 0 1 Практическая работа; 5. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. 1 0 1 Практическая работа; 6. Выполнение аналитических 1 и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент композиции» 0 1 Практическая работа; 7. Логотип. Построение логотипа. Разработка логотипа на выбранную тему 1 0 1 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 8. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката. 1 0 1 Практическая работа; 9. Практическая работа по 1 композиции плаката или рекламы на основе макетирования текста и изображения (вручную или на основе компьютерных программ) 0 1 Практическая работа; 1 0 1 Практическая работа; 11. Выполнение практической 1 работы по проектированию книги (журнала), созданию макета журнала в технике коллажа или на компьютере 1 0 Контрольная работа; 12. От плоскостного изображения к объѐмному макету. Объект и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Выполнение практических работ по созданию объѐмнопространственных макетов 0 1 Практическая работа; 10. Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. 1 13. Здание как сочетание 1 различных объѐмных форм. Конструкция: часть и целое. 0 1 Практическая работа; 14. Эволюция архитектурных конструкций и роль эволюции строительных материалов. Выполнение зарисовок основных конструктивных типов архитектуры 1 0 1 Практическая работа; 15. Красота и целесообразность предметного мира. Образ времени в предметах, создаваемых человеком.Выполнение аналитических зарисовок бытовых предметов 1 0 1 Практическая работа; 16. Форма, материал и функция бытового предмета. Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления 1 0 1 Практическая работа; 17. Цвет в архитектуре и дизайне 1 0 1 Практическая работа; 18. Коллективная творческая 1 работа по конструированию объек тов дизайна или по архитектурному макетированию с использованием цвета 1 0 Контрольная работа; 19. Образ и стиль 1 материальной культуры прошлого. Выполнение аналитических зарисовок знаменитых архитектурных памятников из фотоизображений 0 1 Практическая работа; 20. Пути развития 1 современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.. Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлаж или фантазийная зарисовка города будущего 0 1 Практическая работа; 21. Пространство городской среды. Выполнение композиционного задания по построению городского пространства в виде макетной или графической схемы (карты) 1 0 1 Практическая работа; 22. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде создания коллажнографической композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина 1 0 1 Практическая работа; 23. Дизайн пространственнопредметной среды интерьера. Интерьер и предметный мир в доме. 1 0 1 Практическая работа; 24. Выполнение практической 1 и аналитической работы по теме «Роль вещи в образностилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции 0 1 Практическая работа; 25. Природа и архитектура. 1 Организация архитектурноландшафтного пространства. Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемычертежа. 0 1 Практическая работа; 26. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. 1 0 1 Практическая работа; 27. Выполнение практической творческой коллективной работы «Проектирование архитектурного образа города» («Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего») 1 1 0 Контрольная работа; 28. Образ человека и индивидуальное проектирование. Функциональная планировка своего дома. 1 0 1 Практическая работа; 29. Выполнение аналитической 1 и практической работы по теме «Индивидуальное проектирование. Создание плана-проекта «Дом моей мечты». 0 1 Практическая работа; 30. Дизайн и архитектура сада 1 или приусадебного участка. Разработка плана или макета садового участка 0 1 Практическая работа; 31. Композиционно1 конструктивные принципы дизайна одежды. Выполнение практической работы по теме «Мода, культура и ты»: подобрать костюмы для разных людей с учѐтом специфики их фигуры, пропорций, возраста. Разработка эскизов одежды для себя. 0 1 Практическая работа; 32. Дизайн современной одежды 1 0 1 Практическая работа; 33. \ Грим и причѐска в практике дизайна. Визажистика 1 0 1 Практическая работа; 34. Выполнение практических 1 работ по теме «Изменение образа средствами внешней выразительности»: подбор вариантов причѐски и грима для создания различных образов одного и того же лица. Рисунок или коллаж. 0 1 Зачет; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 31 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Изобразительное искусство. 7 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ «Изобразительное искусство» для учащихся 5-9 классов под ред. Б.М. Неменского— М.:Просвещение, 2015. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-izo-arkhitektura-i-dizain-pr.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-arhitektura-letopis-mira-istoki-arhitektury-4978377.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/1509/start/ https://infourok.ru/prezentaciya-rol-cveta-v-organizacii-prostranstva-7-klass-4491766.html https://kopilkaurokov.ru/izo/presentacii/priezientatsiia-dlia-uroka-v-7-klassie-iskusstvoshriftahttps://www.youtube.com/watch?v=ioRdkkwGNBo https://www.youtube.com/watch?v=PKuwvLjyjAU https://www.youtube.com/watch?v=rr9eQw32Bag https://www.youtube.com/watch?v=dLvxTvizrfc https://znanio.ru/media/urok_po_izo_7_klass_interer_i_vesch_v_dome_dizajn_prostranstvenno_veschnoj_sredy_interera208883 https://www.youtube.com/watch?v=q6F4WJt8dpY https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-klass-ti-arhitektor-zamisel-arhitekturnogo-proekta-2732092.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-v-7-klasse-priroda-i-arhitektura-organizaciya-arhitekturnolandshaftnogo-prostranstva-4240133.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/2109/main/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-gorodskoj-dizajn-7-klass-5216938.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-gorod-segodnya-i-zavtra-puti-razvitiya-sovremennoy-arhitekturi-idizayna-3527464.html https://www.youtube.com/watch?v=NH4K40qTqiE https://www.youtube.com/watch?v=yDfCs2XD2rM https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-forma-i-material-rol-i-znachenie-materiala-v-konstrukcii-4189029.html https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2015/06/30/krasota-i-tselesoobraznost-veshch-kaksochetaniehttps://www.art-talant.org/publikacii/54015-prezentaciya-evolyuciya-arhitekturnyh-konstrukciy-i-rolyevolyucii- stroitelynyh-materialov https://infourok.ru/konspekt-uroka-izo-konstrukciya-chast-i-celoe-zdanie-kak-sochetanie-razlichnih-obyomovponyatie-modulya-klass-1260606.html https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-obekt-i-prostranstvo-ot-ploskostnogo-izobrazheniya-k-obemnomu-maketu1767462.html https://infourok.ru/prezentaciya-klass-mnogoobrazie-form-graficheskogo-dizayna-2188141.html https://infourok.ru/prezentaciya-kompozicionnie-osnovi-maketirovaniya-v-graficheskom-dizayne1170110.htmlhttps://intolimp.org/publication/priezientatsiia-k-uroku-loghotip-7-klass.html МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ