4+Положение о программе развития школы

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 3 от
06.01.2020

УТВЕРЖДАЮ:
Директор_______Р.М.Маталова
Приказом МБОУ
Могилѐвская СОШ
№ 13 от 06.01.2020г.

Положение
о Программе развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова»
Положение о программе развития МБОУ Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова (далее –
Положение) разработано и утверждено в соответствии с нормами Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Трудового кодекса Российской
Федерации от 30.12.2001
№ 197-ФЗ.
1. Общие положения
Положение разработано с учетом приоритетов образовательной политики, закрепленных:
В документах федерального уровня:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п.
7 ч. 3 ст. 28);
 Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020
годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р;
 Письмо Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе "Об
образовании в Российской Федерации"» (вместе с Рекомендациями субъектам Российской
Федерации по подготовке к реализации Федерального закона "Об образовании в
Российской Федерации".
Положение определяет структуру и содержание программы развития (далее – Программа),
регламентирует порядок ее разработки, утверждения и реализации участниками образовательных
отношений.
Под Программой понимается основной стратегический управленческий документ,
регламентирующий и направляющий ход развития образовательной организации.
Программа представляет собой комплекс мероприятий и проектов для достижения стратегической
цели, стоящей перед МБОУ Могилѐвская СОШ им.Н.У.Азизова за счет средств бюджета,
внебюджетных средств, инвестиций, спонсорских средств.
Программа носит среднесрочный характер и ее действие рассчитано на 4 года.
Программа разрабатывается и утверждается в образовательной организации в соответствии с
настоящим Положением и (или) рекомендациями Учредителя.
Программа является объектом внутришкольного контроля в соответствии с планом работы
образовательной организации, в иных случаях – других видов контроля (оперативного, внешнего и
т. п.).
Положение о Программе разрабатывается и утверждается Педагогическим советом
в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 2-3 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 №
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", трудовым законодательством и др.
В Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения.
2. Цели, задачи и функции Программы
Главной целью Программы является создание и обеспечение условий для достижения в
образовательной организации соответствующего современным требованиям качества
предоставления образовательных услуг.
Главная цель Программы при ее реализации в образовательной организации достигается через
решение следующих основных целей: создание на уровне образовательной организации
оптимальных условий для обеспечения доступного и качественного образования; воспитательно1

образовательной среды, способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому
развитию личности обучающихся, максимальному раскрытию их творческого потенциала,
формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья учащихся, их
успешной социализации в обществе посредством обновления структуры и содержания образования,
развития личностно - практической направленности образования.

Основными задачами Программы являются:
 фиксация и включение в контекст внешней среды существующего состояния и перспектив
развития образовательной организации;
 выявление возможностей и ограничений, угроз и рисков, достижений и инновационного
потенциала исполнителей, а также существующих проблем и недостатков;
 определение и описание образа желаемого будущего состояния образовательной
организации для формулирования ее стратегических и тактических целей развития;
 определение и описание стратегии развития и разработка конкретного плана действий
образовательной организации, обеспечивающих достижение спланированных желаемых
результатов, достижения целей и реализация задач.
Основными функциями Программы являются:
 нормативная: является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
 целеполагания: определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в
образовательную организацию;
 процессуальная: определяет логическую последовательность мероприятий по развитию
образовательной организации, организационные формы и методы, средства и условия
процесса ее развития;
 оценочная: выявляет качественные изменения в образовательном процессе посредством
контроля и мониторинга хода и результатов реализации Программы.
3. Структура и содержание Программы
Структура Программы определяется образовательной организацией самостоятельно.
Структура Программы определяется в период ее разработки с учетом мнения участников
образовательных отношений и коллегиального органа управления образовательной организацией
по результатам обсуждения.
Содержание Программы должно:
 отражать современные тенденции развития страны в целом и образования, в частности;
 иметь инновационный характер;
 учитывать региональную специфику, традиции развития образования;
 быть преемственным предыдущей Программе;
 обеспечивать решение проблемы / задач в ходе мероприятий по разработке Программы;
 отвечать специфике, традициям образовательной организации и запросам участников
образовательных отношений;
4. Порядок разработки, утверждения и внесения изменений и (или) дополнений в Программу
Порядок разработки Программы включает следующее.
Основанием разработки Программы является решение коллегиального органа
управления на основании окончания срока реализации предыдущей Программы после
следующих процедур:
- представление отчета на заседании коллегиального органа управления о результатах реализации
Программы за 2014-2018 гг;
- принятие решения по итогам отчета о достижении / не достижении целевых показателей
Программы / реализации мероприятий Программы / проектов / подпроектов и разработки новой
Программы развития образовательной организации на срок 2018-2022 гг;
- закрепление решения приказом по образовательной организации, который определяет, в т. ч.
куратора / ответственного за разработку Программы и состав рабочей группы;
в обсуждении отчета о выполнении Программы и ее разработке принимают участие органы
2

государственно-общественного управления.

3

После принятия решения / издания приказа о начале разработки Программы,
ответственность возлагается на куратора / ответственного Программы, который в срок до
01.12.2018г. определяет график работы, исполнителей и т. п.
Порядок утверждения Программы предполагает следующие этапы.
4.2.1. Программа принимается коллегиальным органом управления Педагогическим советом после
согласования с Учредителем, подписывается руководителем образовательной организации на
основании приказа.
Утверждение программы предполагает следующий порядок:
 Программа обсуждается и рассматривается на заседаниях структурного подразделения,
коллегиального органа управления образовательной организации, по итогам которого
принимается соответствующее решение;
 проект Программы направляется на согласование Учредителю до окончательного
рассмотрения и утверждения на заседании коллегиального органа управления
образовательной организации;
 Учредитель оценивает обоснованность представленной Программы на предмет
соответствия приоритетам образовательной политики, направлениям социальноэкономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и иным
приоритетам государственной политики в сфере образования;
 после процедуры согласования Программы с Учредителем, документ рассматривается и с
учетом замечаний обсуждается, утверждается;
Порядок внесения изменений и(или) дополнений в Программу включает следующее.
Основанием для внесения изменений и(или) дополнений могут быть:
 результаты мониторинга реализации мероприятий, оценки эффективности и достижения
целевых индикаторов и показателей;
 невыполнение мероприятий Программы;
 издание / выход стратегических документов на федеральном, региональном,
муниципальном уровне;
 потеря актуальности отдельных мероприятий, проектов Программы;
Все изменения и(или) дополнения, вносимые в Программу должны соответствовать требованиям,
предусмотренным настоящим Положением и закреплены приказом по образовательной
организации «О внесении изменений и(или) дополнений в Программу развития образовательной
организации».
Программа развития, разработанная согласно настоящему Положению, является собственностью
образовательной организации.
5. Порядок проведения мониторинга результатов реализации мероприятий Программы
Мониторинг результатов реализации мероприятий Программы организуется в установленном
порядке путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической
информации и оценки достигнутых результатов с периодичностью 1 раз в год. Данная оценка
проводится на основании системы целевых индикаторов и показателей Программы.
Итоги оценки полученных результатов, проведенной на основании системы целевых индикаторов
и показателей Программы, отражаются в статистической отчетности о реализации Программы, а
также иных документах, описывающих реализацию Программы.
Исполнитель(и) Программы представляет(ют) полученную в рамках проведения мониторинга
Программы статистическую и аналитическую информацию Учредителю и(или) коллегиальному
органу управления для принятия управленческих решений.
6. Оформление, размещение и хранение Программы
Программа оформляется на листах формата А4, прошивается, скрепляется печатью. 6.2.
Технические требования к оформлению Программы:
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14,
межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по
ширине,
4

абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при
помощи средств Word. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения
(приложение). На титульном листе указывается:
 гриф «рассмотрено / принято», «согласовано», «утверждено» (указать нужное);
 название Программы (при наличии);
 срок реализации Программы;
 год составления Программы;
Публичность (открытость) информации о значениях целевых индикаторов и
показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы обеспечивается
размещением оперативной информации в сети Интернет на официальном сайте
образовательной организации в порядке, установленном Положением о сайте
образовательной организации и обновлении информации об образовательной организации.
Программа является обязательной частью документации образовательной организации.
Приложение
к Положению о программе развития
образовательной организации
Примерный вариант оформления
титульного листа Программы развития
«Согласовано»
(Данные об Учредителе)
«

»

20

г.

«Утверждаю»
директор
(Наименование образовательной организации)
приказ от «

Ф. И. О.
»

20

г.

Программа развития образовательной организации

Рассмотрено на заседании педагогического
совета
протокол №
от
Рассмотрено на заседании
(Наименование коллегиального органа
управления)
протокол №
от

5

Перечень существующих подходов к структуре и содержанию Программы
4 вариант
1. Титульный лист.
2. Паспорт Программы развития
Полное наименование Программы
Основания для разработки Программы
Период и этапы реализации Программы
Цель программы
Основные задачи, мероприятия Программы
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые
показатели Программы
Разработчики Программы
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя
Программы
Постановление об утверждении Программы

Решение
Протокол №

от

Система организации контроля выполнения Программы
3. Информационная справка о деятельности образовательного учреждения за последние 3 года
(анализ деятельности делается для того, чтобы понять, какими ресурсами образовательное
учреждение располагает, какие проблемы существуют, и хватит ли ресурсов для их решения):
 дата лицензирования и аккредитации, ссылка на соответствующие документы;
 направления деятельности образовательного учреждения, перечень реализуемых программ,
подпрограмм, проектов;
 кадровые ресурсы;
 материально-техническая оснащенность образовательного процесса (компьютеры,
библиотечный фонд и т. д.);
 особенности контингента обучающихся;
 результативность образовательного процесса (возможные критерии: индивидуальное
развитие и учебные достижения обучающихся, результаты ЕГЭ и ГИА, участия в
олимпиадах и различных конкурсах, в реализации социальных проектов и т. д.);
 инновационная деятельность (тема, описание продуктов, программы, методики, конкурсы,
статус инновационной деятельности, эффекты, полученные от инновационной
деятельности);
 система управления образовательным учреждением (как изменились количество
работников и качество их работы, функционал, органы общественного управления);
 выводы.
4. Проблемный анализ деятельности образовательного учреждения в динамике соответствия
основных параметров его работы нормативам правовой базы и требованиям рейтинга:
 основные направления стратегии социально-экономического развития города, района;
 перспективы и проблемы развития городской, районной системы образования в контексте
стратегии социально-экономического развития;
 статистический анализ деятельности образовательного учреждения;
 положение учреждения в районной системе образования;
 SWОТ - анализ потенциала развития образовательного учреждения;
 проблемы в развитии образовательного учреждения и возможность их решения.
6

SWOT - анализ потенциала развития образовательного учреждения
Внешние
Внутренние факторы
Комментарии
факторы
Факторы развития
Сильные
Слабые
Возможности Угрозы
стороны
стороны
Статус
Социальноэкономические и
демографические
особенности
микрорайона
Количественный и
качественный состав
обучающихся и
родителей
Кадровое обеспечение
Повышение
квалификации кадров
Материальнотехническая
обеспеченность
Финансовохозяйственная
деятельность
Содержание
образовательной
деятельности
Инновационная
деятельность
Качество образования
Система управления
Организация и участие в
международных,
федеральных и
региональных
мероприятиях и
программах
Участие в грантовой
деятельности и
конкурсах
Наличие и качество
рекламы собственной
деятельности
...
5. Концепция развития образовательного учреждения
Концепция – это система взглядов на развитие образовательного учреждения. Концепция развития
образовательного учреждения рассматривается как совокупность мер по его обновлению в
результате развития.
Концепция развития может состоять из двух частей:
1) Характер будущего образовательного учреждения:
7

 структура нового и модернизированного учреждения;
 новые или модернизированные образовательные программы общего и дополнительного
образования;
 новые подходы, способы, схемы, организации учебного процесса;
 описание новых технологий, методик обучения, воспитания и развития обучающихся;
 характеристика дополнительных услуг;
2. Проект новой системы управления (создается на основе уже полностью разработанного проекта
нового (модернизированного) учреждения), который содержит:
 новую или модифицированную организационную структуру системы управления, где
показаны все субъекты управления;
 новый или обновленный, обязательно соответствующий новой структуре управления
перечень всех персональных и коллективных органов управления;
 новые методы управления, в т. ч., управления инновациями.
6. Цели и задачи Программы развития
7. Инструментарий
Средства достижения целей и реализации задач. Под каждую задачу составляется своя целевая
программа или проект:
Название подпрограммы
Мероприятия по
Примерные
Предполагаемые
(целевой программы или
реализации
сроки
результаты
подпрограммы
проекта)
выполнения
1. …
2. …
8. Целевые индикаторы мониторинга реализации Программы
9. Финансовый план реализации Программы
Предполагается реализация Программы за счет средств бюджета или дополнительных средств,
полученных образовательным учреждением из иных источников.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 676-43-62

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».